Размер шрифта
-
+

99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее - стр. 46


ВИКТОР ПОПКОВ. ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК БЫЛА БАБКА АНИСЬЯ. 1973


Западноевропейские художники тоже зачастую становились жертвами трагических, а подчас и загадочных происшествий.

Например, двое великих флорентинцев, представляющих итальянский Ренессанс, Филиппо Липпи (ок. 1406–1469) и Мазаччо (1401–1428), считаются жертвами отравления. Липпи, который был известным ловеласом, согласно легенде, пал жертвой родственников одной из своих любовниц, а Мазаччо, которому в момент смерти было всего 26 лет, якобы был убит некими завистниками или недоброжелателями. Впрочем, поскольку в те времена судебная медицина отсутствовала в принципе, никаких следственных мероприятий по поводу загадочных смертей не проводилось. Зато это давало пищу сплетням, и любая смерть известного человека при невыясненных обстоятельствах приписывалась отравлению.

Знаменитый испанский художник Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682) на склоне лет оставил должность директора Академии художеств, вступил в Братство милосердия, поселился вместе со своими детьми в скромном доме госпиталя Ля Каридад, покинув прежнее роскошное жилище, и пожертвовал ордену огромные доходы. Вероятно, художник решился на этот шаг после того, как горячо любимая жена умерла после трудных родов. Он почти ничего не писал в течение последних лет своей жизни, но в 1682 году получил заказ на выполнение росписей в монастыре капуцинов в Кадисе и не смог отказаться. Впервые в жизни Мурильо взял заказ за пределами своего родного города Севильи. Во время работы художник, которому было уже за шестьдесят, упал с лесов и разбился. От полученных травм он уже не смог оправиться, и его отвезли умирать домой в Севилью.


БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО. МУЧЕНИЧЕСТВО СВ. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО. 1675–1682


Двое знаменитых французских художников, которых разделяет более чем полвека, тем не менее закончили жизнь при сходных и довольно нелепых обстоятельствах. Теодор Жерико (1791–1824) и Анри Руссо (Таможенник Руссо) (1844–1910) оба умерли от заражения крови, получив не слишком серьезные травмы. Жерико поранился, упав с лошади во время прогулки. Почему-то он отказался обработать рану, возможно, сочтя ее не слишком серьезной, и эта небрежность оказалась для него роковой (впрочем, тогда он уже был серьезно болен). Руссо случайно порезал ногу и тоже поленился обработать ранку, что стало для него фатальным. Через некоторое время у художника начался сепсис, но врач, приехавший по вызову, почему-то диагностировал у него белую горячку и отправил в больницу для алкоголиков. Когда там разобрались, в чем дело, было уже поздно. Руссо умер, не приходя в сознание.

Страница 46