99 глупых вопросов об искусстве и еще один, которые иногда задают экскурсоводу в художественном музее - стр. 48
ФРАНЦ МАРК. СУДЬБА ЖИВОТНЫХ. 1913
Когда из-за нелепого или трагического случая до срока заканчивается жизнь художника, это воспринимается еще более печально, поскольку сразу возникают мысли о том, сколько еще он мог бы написать замечательных картин, сколько идей и замыслов ушли вместе с ним в небытие. Но с другой стороны, художник тоже человек, и он тоже может стать жертвой трагического происшествия, как и любой другой в этом мире.
18
А среди великих художников были женщины?
Экскурсия дам после поздравления в мэрии по случаю праздника 8 Марта
До уровня великих художников женщины еще не поднимались, хотя среди талантливых и выдающихся мастеров кисти немало женских имен.
Так сложилось, что мир изобразительного искусства, в частности мир живописи, очень долго был закрыт для женщин. Разумеется, иногда находились отважные амазонки, которые всеми правдами и неправдами умудрялись войти туда и даже занять свое законное место в одном ряду с мужчинами. Но это требовало от них подчас неимоверных усилий.
В многотомном издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари, которое считается первым в истории трудом по искусствоведению, есть только одна статья, посвященная женщине – скульптору Проперции де Росси из Болоньи. Вазари высоко оценил художественные достоинства ее работ, в частности скульптур, декорирующих порталы болонского собора Сан Петронио. Кроме того, он упомянул и еще нескольких художниц своего времени, весьма лестно сравнивая их с учеными дамами эпохи античности. Среди этих немногих представительниц слабого пола в мужском ремесле в Италии XVI века – монахиня Плаутилла из монастыря Св. Екатерины Сиенской во Флоренции, писавшая фрески в церквях и монастырях и профессионально копировавшая работы известных художников, графиня Лукреция Пьетри, успешная портретистка, и Софонисба Ангвиссола из Кремоны, талантливая художница, работавшая в Испании.
В XVII веке отношение к женщине в искусстве не улучшилось, хотя отдельные дамы все же пробивались в профессию и становились в один ряд со своими современниками. Одной из таких счастливиц была итальянка Элизабетта Сирони (Италия, 1638–1665), учившаяся у своего отца в Болонье, там же работавшая и, несмотря на довольно короткую (даже по меркам XVII века) жизнь, успевшая прославиться как портретистка и мастер религиозных и мифологических композиций.
АРТЕМИЗИЯ ДЖЕНТИЛЕСКИ. СУСАННА И СТАРЦЫ. ОК. 1610
Дочерью художника также была Артемизия Джентилески (1593–1653). Она родилась в Риме, изучала живопись в мастерской своего отца Орацио Джентилески и оказалась более успешной в этом ремесле, чем ее братья. Ее первая работа «Сусанна и старцы» (1610) была написана так профессионально, что долгое время считалась работой ее отца. Предполагалось, что Артемизия только ассистировала ему, хотя это была полностью ее самостоятельная работа.