80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008 - стр. 75
Начиная с 1904 года, его выставки проходят в Праге, Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе и Париже. В 1906 году Н.К.Рерих путешествует по старинным городам Италии, изучает картины и фрески художников раннего Возрождения. Примерно с 1907 года начинается период деятельности художника в области театрально-декорационной живописи. Продолжаются поездки в Европу, открываются новые выставки и осуществляется дальнейшее знакомство с художественными направлениями искусств и другими западными ценностями культуры.
Не только путь «из варяг в греки» привлекал Рериха, манила Индия. Мечты о более совершенной жизни укреплялись во время доверительных бесед с В.В.Стасовым, который отстаивал идеи преемственности русской и европейской культуры от азиатской. Интерес к оформлению постановок Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» был связан с тем, что «сама сказка имеет восточную канву». Его мысли о всеединстве, общечеловеческих духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.
Много возвышенного и питающего творческую мысль Рерих получал от бесед с В.С.Соловьевым, В.В.Стасовым, В.Я.Брюсовым, А.А.Блоком, Л.Н.Андреевым и со своим учителем А.И.Куинджи, которого почитал за высокие человеческие достоинства, ценил как великого художника и еще называл его интуитивным философом.
Любовь к Востоку еще сильней проявилась у Н.К.Рериха после знакомства с Еленой Ивановной. Позднее, в 1917 году, находясь в Сердоболе, она посоветовала Н.К.Рериху изучить «Провозвестие Рамакришны», прочтя которое, он определил его как «очень серьезное, а главное – близкое человечеству учение» [5, с. 12]. Открылись им и высокие мысли Бхагавадгиты. В переводах на русский язык, выполненных великим литовским поэтом Юргисом Балтрушайтисом, Рерихи узнали также и стихи Р.Тагора и «полюбили его песни не по внешнему складу, а по глубокому чувству, давшему облик милой сердцу Индии» [6, с. 436]. В Лондоне в 1920 году Р.Тагор пришел в мастерскую к Рериху, и они много говорили об Индии. Завязывается крепкая дружба. Братом по духу называл Тагора Рерих. Начавшаяся тогда переписка продолжалась до 1939 года. Великий индийский поэт приглашает художника посетить Индию.
«Заманчивый великий Индийский путь» привлекал художника и раньше. С 1905 года звучат восточные темы в его творчестве, в этом году он по индийским мотивам пишет сказку «Девассари Абунту», а в 1908-м – стихи о Лакшми-победительнице. Вместе с выдающимися востоковедами – академиками В.В.Радловым, С.Ф.Ольденбургом, профессором Ф.И.Щербатским он участвует в работе комитета по постройке буддийского храма в Санкт-Петербурге (строительные работы шли с 1909 по 1915 год, архитектор Г.В.Барановский). В его запрестольной росписи «Царица Небесная на берегу Реки Жизни» церкви Святого Духа в Талашкине сочетаются византийский стиль с восточным буддийским характером, не случайно еще раньше, посещая Талашкино, Рерих вспоминал росписи и храмы Аджанты и Лхасы, интересовался «звериным стилем» в росписях.