Размер шрифта
-
+

80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2008 - стр. 77

» [8, с. 69–70].

Силой пространственного огня, сконцентрированной в Камне, стали озаряться сердца Рерихов, устремляя их по избранному пути служения человечеству для пробуждения духа людей. Все, кто соприкасался с Еленой Ивановной (а именно ей был доверен Камень), были отмечены влиянием его космической мощи. Внутренний и внешний магниты создавали напряженную цепь, а сила духа и творческий потенциал Рерихов пробуждали к жизни новые энергии в особых местах будущего строительства на путях их экспедиционных странствований.

Обращенный к Рерихам символический призыв, прозвучавший в 1922 году, стал раскрываться великим смыслом во время Центрально-Азиатской экспедиции и по мере приобщения к даваемому Учению Жизни: «Не сомнения, не сожаления, не уныние, но будущее перед вами. Четыре стража, кубок Архангела храните. Наполнен вином Новым явленный вам ковчег. Устам времен Я заповедал привести вас на путь Мой. Под покровом земли сокрыл ваш лик. Наполнил отраду восхождения, Прояснил память ушедшего свитка. Широко суждения поднял и открыл книги. Придите, примите» [7, 23.04.1922].

Невольно возникают ассоциации с преданием о Ковчеге Завета, на крышке которого два херувима оберегали Слова откровения, даваемого Богом (см.: Исход, 25:22). Ковчег, содержавший полученные Моисеем от Бога скрижали Завета, хранился впоследствии в Святая Святых Храма Соломона и был установлен царем Соломоном на особом камне, который назывался эвен штия – легендарный краеугольный камень (Камень Основания), который, по преданию, размещался точно в центре Земли и являлся подножием божественной обители. Храм был воздвигнут в Иерусалиме на горе Мориа около 3 тысяч лет назад из кедров и кипарисов, полученных Соломоном в обмен на пшеницу и оливковое масло у Хирама, царя Тирского. Бытует традиция, согласно которой и знаменитый сон Иакова с видением лестницы, уходящей в небо (Книга Бытия, 28:11–13), символизирующей Иерархию сил Света, связывают с горой Мориа, называя ее иногда «Вефиль» или «Бет-Эль», что означает «Дом Божий». Это уникальное в мире место почитается христианами, иудеями и мусульманами, ибо по преданию именно здесь Авраам намеревался принести в жертву своего сына Исаака, этим путем шел на Голгофу Иисус Христос, отсюда пророк Мухаммед вознесся на небо для общения с Аллахом. По одной из версий, перед разрушением Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. ковчег был утерян, хотя до сих пор в богословских и научных кругах возникают споры о его странствиях и местонахождении.

Но нас интересуют не сколько исторические, сколь духовные аналогии. Храм Соломона, согласно описаниям пропорций и символов, имеет схожесть с египетскими пирамидами; идея ковчега (аргха у халдеев), хранящегося в Святая Святых, принадлежит многим народам и связывается с материнским лоном, содержащим сокровенное творящее божественное начало, спасающее жизнь, что близко по смыслу и к предназначению ковчега Ноя или Ману. Ковчег и его содержимое также символически связаны с Солнцем и Луной и с каббалистическими откровениями, в которых отражены принципы космического творчества, явившего человека.

Страница 77