Размер шрифта
-
+

500 великих загадок истории - стр. 50

Рапа Нуи раскрывает свои секреты

Остров Пасхи накрепко связан в нашем сознании с исследованиями Тура Хейердала. Но мало кто знает, что первой исследовательницей этих изваяний, известных как моаи, была англичанка Скорсби Рутлидж. Вместе с мужем они в 1914–1915 гг. организовали экспедицию на остров и составили карту карьера Рано Рараку, вулканического кратера, где было высечено большинство статуй, изучили и нанесли на карту немощеные тропы от Рано Рараку к ритуальным площадкам – аху. За последние 12 лет на острове проводились интенсивные археологические раскопки. Было определено местонахождение всех моаи, их измерили, сфотографировали, сделали чертежи и нанесли на карту.

Похищенный и спрятанный друг

Первый вопрос, возникающий при изучении этих исполинов, – как же их передвигали? А как транспортировали большие каменные глыбы в других частях света? Фактически во всех местах камни двигали в горизонтальном, в частности, боковом положении на санях с помощью вращающихся цилиндров (роликов).


Гигантские изваяния острова Пасхи


А как же передвигали каменных истуканов сами аборигены? Существует ряд версий, причем некоторые из них ученые пытались подтвердить экспериментально. Американский археолог Уильям Маллой, возглавлявший установку статуй на нескольких реконструированных постаментах, предположил, что Паро – 10-метровую статую весом 89 т – могли двигать с помощью сошки из трех бревен длиной около 9 м. Он считал, что статую, подвешенную к сошке веревками, могли медленно передвигать вперед, перекатывая ее на торчащем животе.

Позднее команда под руководством Тура Хейердала продемонстрировала, что 4-метровую моаи могли постепенно привести в вертикальное положение на совершенно ровной поверхности, раскачивая и поворачивая статую взад и вперед. При этом канаты, управляющие движением, привязывали к основанию и голове изваяния примерно так, как если бы двигали тяжелую мебель. Эта статуя, которая сейчас стоит вблизи Аху Тонгарики, была разбита у основания во время этой операции.

Эти эксперименты по большей части были блужданием впотьмах.

Вниз лицом

Базируясь на полинезийской этнографии, предыдущих археологических экспериментах, на данных других мегалитических культур топографии Рапа Нуи и характеристиках статуй, американцы решили, что наиболее логичен горизонтальный метод транспортировки. Ровная тыльная поверхность статуй и очертания плеч были идеально приспособлены для этого. Эксперименты с масштабной моделью помогли спроектировать легкие и экономичные сани. В компьютерной модели они имели вид двух непараллельных бревен длиной 5,5 м и диаметром почти 25 см. Их «подложили» под компьютерную эталонную статую. Вес статуи сам по себе удерживал бревна точно на месте. От 15 до 20 «роликов» около 25 см в диаметре помогали движению, осуществлявшемуся посредством канатной тяги.

Страница 50