Размер шрифта
-
+

500 великих загадок истории - стр. 51

Интересно, что из 383 статуй, обнаруженных за пределами Рано Рараку, 163 лежали ничком, 122 – на спине и 31 – на боку. Значит ли это, что их передвигали главным образом лицом вниз? По крайней мере, такой версии отрицать нельзя. Некоторые из статуй, найденных «по дороге», были сломаны в области шеи, возможно оттого, что их передвигали вниз лицом.

Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи было определение местоположения и затем установка статуи на аху. Статуи, как бы они ни лежали на санях – лицом вверх или вниз, вероятно, перевозились вперед ногами. В случае Аху Акиви моаи могли быть доставлены в любом положении и с любой стороны. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около 3–4 размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 м и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно препровождали в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.

Археолог Арне Скьелсволд из Музея Кон-Тики в 1986 г. провел раскопки двух статуй «по дороге». Одна имела украшенное узором каменное приспособление в основании, говорившее о том, что оно выдерживало вес вертикальной статуи. Раскопки Рутлидж и Скьелсволда в 1955 г. в карьере Рано Рараку свидетельствуют, что по крайней мере некоторые стоящие статуи в каменоломне и другие, которые кажутся оставленными «по дороге», на самом деле, возможно, были умышленно установлены вертикально на их нынешнем месте вне аху для использования в обрядовой деятельности.

Большинство из статуй, лежащих как на боку, так и ничком, были ориентированы головами от карьера, в то время как головы лежащих вверх лицом статуй были повернуты к карьеру. Это означает, что почти все вертикальные статуи были направлены на юго-запад, к громадине кратера Рано Кау. Здесь, начиная примерно с 1450–1500 гг., действовал общеостровной культовый центр Оронго – место проведения ритуалов «людей-птиц». Культ людей-птиц имел исключительное значение для Рапа Нуи. Он возник и развивался отчасти как реакция на дефицит пищевых ресурсов. Ведь для островной жизни очень важны были предсказания сезонного прибытия стай черных крачек и других птиц, следующих по пути миграции тунцовых рыб. Если «ритуальный путь» Рутлидж был фактически просто украшен стоящими моаи, то соединение двух культовых центров, Рано Рараку и Рано Кау, цепочкой истуканов имело большой духовный и идеологический смысл.

Страница 51