50 великих монастырей - стр. 28
Вот это место и выбрал св. Бенедикт для своего пребывания, хотя может показаться странным, что он поселился именно среди язычников. Но св. Бенедикт даже рад был устроиться тут, так как перед ним разворачивалось обширное поле деятельности для обращения идолопоклонников в истинную веру. Вместе с учениками своими он сначала стал просвещать местное население, потом разбил их идола, разрушил его алтарь, а самый храм превратил в капеллу. Однако на этом св. Бенедикт не остановился, а приступил к сооружению просторного жилища для монахов.
Дело это для иноков было непривычным и тяжелым, и поначалу не все у них ладилось. Все неудачи в строительстве предание приписывает действию сатаны, который никак не хотел смириться с торжеством веры Христовой в тех местах, где так долго жило языческое заблуждение. Он наводил на иноков лень, осушал источники с водой, разрушал ночью то, что было построено за день. Иногда он садился, невидимый для всех, на камни, и они становились такими тяжелыми, что никакими усилиями их нельзя было сдвинуть с места. И когда св. Бенедикт осенял их крестным знамением, дьявол стремительно уносился прочь, а братия могла приступить к работе.
Несмотря на многие препятствия, вскоре на развалинах старого замка Монте-Кассино был основан монастырь и создан новый монашеский орден, который со временем стал главной опорой папского Рима. После этого св. Бенедикт принялся за составление своего правила монашеской жизни, задумав провести реформу, так как хорошо знал об упадке нравов в среде современного ему монашества.
У древних аскетов – греческих, египетских и ливийских пустынножителей – он взял главное: понимание того, что монашество – это не бегство от житейских бурь, не просто уход из мира, но одновременно и вызов миру, и вечное пребывание на духовном посту – на Христовой страже. Составленный впоследствии Бенедиктом Нурсийским устав так и назывался: «Закон, повинуясь которому ты намереваешься воинствовать».
Более удобной формой жизни, доступной большинству монахов и менее опасной для спасающихся, Бенедикт Нурсийский считал не отшельничество и затворничество, а монашеское общежительство. Инокам основанного монастыря он заповедал в первую очередь не лишение и умерщвление плоти, а порядок и умеренность; при этом необходимым условиям такого общежительства святой Бенедикт считал труд.
Благодаря его неустанным заботам пустынная окрестность со временем превратилась в цветущий край, так как монахи с усердием занимались земледелием и садоводством. Гора заселялась с поразительной быстротой, потому что отовсюду приходили люди, прослышав о благочестивой жизни св. Бенедикта и желая поселиться в основанном им монастыре.