50 великих монастырей - стр. 30
Монах должен отказаться от собственной воли и повиноваться не только начальникам, но и желаниям и просьбам своих товарищей. Необходимым спутником послушания является смирение: «Наша земная жизнь все равно что лестница, которая, начинаясь в смиренном сердце человека, доходит до самого неба… Подняться к небу можно только по ступеням смирения и строгого порядка».
Если инок должен быть смиренным и послушным, то и аббат должен отдавать приказания в соответствии с законом Божьим. Настоятель должен учитывать характер каждого из братий и ни в коем случае не делать различия между знатным и незнатным, свободными и рабами, бедными и богатыми. «Все мы составляем одно целое во Христе, все мы несем одну и ту же службу под главенством Бога».
Из самоотречения естественным образом вытекало и отречение от личной собственности, считавшейся пороком, который следовало вырвать с корнем. Всякий, кто хотел вступить в монашество, должен был публично отказаться от своего имущества в пользу родственников, бедных или монастыря. Монах не должен иметь ничего своего: ни книг, ни табличек для письма, ни стилета – все это он получает от аббата во временное пользование.
Положение об обязательном труде произвело в монашеской среде великий переворот. Св. Бенедикт обязал монахов заниматься физическим трудом – земледелием, в результате чего бенедиктинцы способствовали его развитию в Западной Европе. На физический труд в монастыре отводилось семь часов, и если это время монах тратил попусту, ему делалось строгое взыскание: «Если по бедности монастыря монахам самим придется убирать жатву, пусть они не огорчаются; они только тогда и могут считаться настоящими монахами, если живут трудами своих рук, как жили наши отцы и апостолы». Но, говоря о необходимости работать, св. Бенедикт прибавлял, что и в труде следует соблюдать меру, так как есть люди со слабым здоровьем и им следует давать работу по силам.
Определенное время правила св. Бенедикта отводили для чтения, и на уклонение от него смотрели так же, как и на уклонение от труда. С большими подробностями в правиле устанавливались религиозные обязанности братии. Продолжительность пения и богослужений зависела от времени года: вся Псалтырь прочитывалась в течение недели, ночью монахи вставали для всенощной службы и, кроме того, шесть раз в день должны были собираться на молитву. Присутствовать на богослужении обязаны были все, кроме тех, кто выполняет монастырское поручение где-нибудь в другом месте. Но и они в часы церковных служб мысленно должны были перенестись в свою обитель, преклонить колени и прочитать установленные молитвы.