37 французских философов, которых обязательно надо знать - стр. 9
Исследователю становиться ясно, что Бог обладает величайшей и чистейшей необходимостью в существовании; ибо как может утратить бытие то, что является бытием по своей сущности.
Разум всех людей один и тот же по числу.
Никогда не было первого человека.
Для Божественного провидения будущие события не являются необходимыми, поскольку Божественное провидение есть не что иное, как практическое основание порядка и взаимосвязи причин и отношений наличествующего к причиняемому. Но из такового многое, что происходит, не следует с необходимостью, поскольку это [то есть необходимость] не включено в его понятие, или смысл.
Воля человека волит и выбирает по необходимости.
Всё, что происходит в подлунном мире, подчинено необходимости небесных тел.
Душа, являющаяся формой человека, гибнет как таковая вместе с гибелью человека.
Отделённая после смерти душа не может страдать от телесного огня.
Бог не познаёт единичные объекты. Он не познаёт отличное от себя.
Мир вечен.
Действием человека не руководит божественное провидение.
Бог не может наделить бессмертием и неразрушимостью смертную и разрушимую вещь.
Смирение (humilitas) является добродетелью менее совершенной, чем духовное благородство, «великодушие» (magnanimitas). Потому для человека нет более превосходного состояния, чем занятие философией; причём философ сам по себе имеет достаточно оснований для блаженства, достижимого, таким образом, уже в земной его жизни.
Николай Орезмский
1320–1382
Николай Орезм был выдающимся учёным и представителем философии Раннего Возрождения. Николай Орезм был одним из наиболее почитаемых преподавателей и мыслителей своего времени. Он был решительным противником астрологии и получил известность благодаря своим переводам античных трудов на французский язык и преподавательскому дарованию. Николай стал воспитателем дофина, будущего короля Франции Карла V.
Орезм выдвинул идею о том, что право чеканить деньги принадлежит не суверену, а народу. Тем самым он противостоит растущей тенденции европейских правителей решать свои финансовые проблемы за счёт инфляции.
Николай Орезм вёл непримиримую войну с пьянством монахов в одном монастыре. Монахи так нагружались кальвадосом, что забывали кому и где служат.
Николай Орезмский
Если бы человек, оказавшийся на небе и увлекаемый его суточным движением, мог ясно видеть Землю и её горы, долины, реки, города и замки, то ему показалось бы, что земля вращается суточным вращением точно так же, как нам на земле кажется, что небеса движутся.
Никаким опытом нельзя доказать, что небо движется в своём дневном движении, а Земля остаётся неподвижной.