Размер шрифта
-
+

37 французских философов, которых обязательно надо знать - стр. 8


Цель педагогики состоит в том, чтобы защитить человеческую душу от невежества и пороков «двойным обучением (eruditio), а именно: обучением науке (doctrina) для просвещения интеллекта и обучением дисциплине (disciplina) для направления чувств, ибо добродетель и знание взаимно помогают друг другу и делают человека мудрым.


Пока родители указанным способом благородных девочек старательно охраняют [дома], надлежит их с помощью литературы обучать, а также наставлять в нравах. Обучать их, бесспорно, следует чтением, чтобы они, постоянно стремясь к этому достойному занятию, избегали бы вредных мыслей, а также уклонялись от телесного наслаждения и от пустословия.


Писание правильно убеждает родителей тщательно охранять дочь-девушку, а также воспитывать её в строгости, чтобы не ослабли вожжи до распущенности и низменных страстей или чтобы не опозорила она как-нибудь случайно себя и родителей. [Есть у тебя дочери? Имей попечение о теле их и не показывай им весёлого лица твоего. Имей попечение о теле их – говорю – в девическом возрасте, ибо возраст этот склонен к распущенности. [Следи], чтобы не ходили без разбору то на хороводы, то на представления, то в гости, а охранялись под надзором дома, дабы не вожделели они, слоняющиеся, и не вожделели бы их самих. – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.]


Есть у тебя сыновья? Учи их.

Сигер Брабантский

ок. 1240—1284

Развивал учение о двойственной истине, считал мир «совечным» Богу, отрицал свободу воли, бессмертие личной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью. Был убит своим «обезумевшим» секретарём.

Работы Сигера получили высокую оценку у некоторых современников. Так, Данте в «Божественной комедии» поместил философа на четвёртое небо Рая, рядом с Фомой Аквинским и Альбертом Великим. В течение XIV века известность Сигера постепенно сошла на нет; фигура философа пребывала в забвении вплоть до XX века, когда была заново открыта историками философии.


Свободный выбор есть пассивная, а не активная способность, и необходимо движим объектом желания.


Утверждение «человек познаёт» ложно и [употребляется] не в несобственном смысле слова.


Человеческий вид существует вечно. Имеется противоречие в том, чтобы допускать несуществование вида «человек», поскольку имеются сущие, в чьё определение не входит «безусловное существование», например, индивиды возникающих и гибнущих вещей, и допущение несуществования чего-то такого не противоречит их определениям; но не так обстоит дело с человеческой природой… поскольку «несуществование» противоречит её природе.[Такое учение противоречит христианскому догмату о творении первого человека, поэтому оно было осуждено в 1270 году.]

Страница 8