12 апостолов права - стр. 3
При таком доминировании правового нигилизма в обществе трудно рассчитывать и на решение второй задачи – создание эффективного правоприменения. Ведь полицейские, судьи, адвокаты и прочие служители закона – плоть от плоти представители этого общества. Откуда же возьмутся поголовно неподкупные полицейские, справедливые судьи, бескорыстные адвокаты?
Технология внедрения культурной нормы предполагает ее применение в социальной практике и последующее удерживание в ней в течение длительного времени, несмотря на сопротивление ранее устоявшихся норм. Ради этого адептам новой нормы порой приходится жертвовать не то что благополучием, но жизнью. Наиболее известный пример – распространение христианства в Древнем Риме. Сколько новообращенных христиан пожертвовали собой ради того, чтобы заповеди Христовы стали для людей непреложной истиной.
Другой поучительный пример – распространение гелиоцентрической системы как составной части мировоззрения. Гениальный Коперник, сожженный Джордано Бруно, униженный Галилей… Поди убеди «нормального» человека, который своими глазами видит, что Солнце вращается вокруг Земли, в обратном. Да еще на основе «каких-то таблиц» движения планет и «мутных» умозаключений… Тем не менее вот уже на протяжении более 400 лет – это полагается непреложной истиной.
Историю продвижения идеологии правового государства в нашей стране можно рассмотреть в виде последовательности попыток внедрить и удержать в обществе соответствующие культурные нормы. Успешность этих попыток можно оценить по изменениям в системе права, государстве и обществе.
Предтечей целой плеяды выдающихся юристов, посвятивших свою жизнь служению права, стал Гавриил Романович Державин. Он не был юристом, да и образование получил по существу самостоятельно. Державин был стопроцентным «служакой», пробившимся с самых низов на самую вершину государственной системы. Однако он отличался абсолютным неприятием широко распространенных в то время проявлений коррупции и иных злоупотреблений со стороны власть имущих. На всех своих многочисленных постах Гавриил Романович активно боролся с мздоимством, за что не раз лишался этих самых постов. Екатерина II, Павел I, Александр I ценили его усилия, но не понимали чрезмерного рвения, в результате чего он сумел поссориться с ними всеми. Тем не менее именно его Александр I назначил в 1802 г. первым министром юстиции и одновременно генерал-прокурором Российской империи. Прежде всего потому, что для Державина слово «закон» «сделалось источником самых высоких и чистых чувств, предметом сердечного умиления. Закон стал как бы новой религией, в его поэзии слово Закон, как Бог, стало окружено любовью и страхом»