12 апостолов права - стр. 2
Теперь «служаки» и «шпаки» уравнивались как в правах, так и в отношении со стороны общественного мнения. «Службистская» психология не только перестает доминировать среди дворян, но и становится в их глазах не слишком привлекательной. Известное грибоедовское «служить бы рад, прислуживаться тошно» стало, как сейчас говорят, крылатой фразой. Среди дворянства распространяются такие «родовые черты» интеллигенции, как чувство собственного достоинства, независимость, чувство справедливости.
Интересно, что все декабристы служили, почти все были действующими офицерами. Но именно в их среде возникло различение двух понятий: служба и служение. За службу давали чины, награды и поместья. За служение – чаще всего изгнание или каторгу. Декабристы, как известно, выбрали служение. Дворянином, никогда даже формально не служившим, был А.С. Пушкин. Навязанный ему Николаем I чин камер-юнкера был не более чем издевательством.
Понятно, что широкое распространение вольнодумства послужило питательной средой для зарождения идеи правового государства, основанного на приоритете закона и отвержении произвола, характерного для авторитарных режимов. История создания, развития и продвижения идеологии правового государства в России, являющаяся важной частью истории нашей страны вообще, на наш взгляд, еще в достаточной степени не выстроена и ждет своих исследователей и создателей. Смею надеяться, что предлагаемые в настоящем издании очерки о юристах, изменивших право, государство и общество, послужит одним из первых шагов в этой важной и многотрудной работе.
Говоря о построении правового государства, мы выделяем три основных этапа. Во-первых, это создание системного и непротиворечивого законодательства, построенного на принципах свободы личности и праве частной собственности. Во-вторых, создание эффективной системы правоприменительных и правоохранительных государственных органов. И, в-третьих, внедрение в общественное сознание норм правовой культуры, иными словами, развитие правосознания граждан.
И если в талантливых правоведах-теоретиках в России никогда не было недостатка и многие разработанные ими за двухсотлетнюю историю законопроекты вполне были, как говорится, на мировом уровне, то с другими двумя проблемами дело обстоит намного хуже.
Внедрение культурных норм в социальную практику является тяжелейшей, если не сказать, запредельно сложной задачей. Под культурной нормой понимается набор действий (как мыслительных, так и «физических»), осуществляемых человеком в определенных жизненных ситуациях, что называется, автоматически. В нашем случае речь идет о привычке соотносить любые свои действия прежде всего с законодательством, а не со своим «хочу» или конъюнктурой момента. Однако в нашем обществе доминируют совершенно иные культурные нормы, описываемые известными поговорками: «когда нельзя, но очень хочется, то можно», «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения», «закон что дышло…», «судить не по закону, а по совести», и т. д.