1100 исцеляющих заговоров и молитв - стр. 4
Если же мысли и поступки человека чисты и доброжелательны, он создает вокруг себя как бы особую атмосферу доброты. И импульсы, направляемые недоброжелателем, чтобы причинить вред, как бы отталкиваются от положительного, «охраняющего», окружения такого человека. Чем более «духовен» человек, тем сильнее его защитная оболочка. И тогда недоброжелатель не в состоянии причинить зло. Недолжные, недобродетельные поступки, накапливаясь, реализуются в виде болезней. Болезнь – это предупреждение человеку о том, что он неправильно мыслит или живет.
Таким образом, в большинстве своем люди открыты внешнему злу именно потому, что зло в них самих. Потому-то и предпочитают они искать других хотя и менее эффективных, но зато более легких путей защиты.
Большая группа таких приемов по своей сути больше всего напоминает громоотвод, который, как известно, специально ставится выше здания, чтобы принять на себя возможный удар. Так и здесь с той же целью нарочно усиливается, акцентируется какая-то визуальная или акустическая характеристика.
Таков, например, обычай вешать на шею корове или волу колокольчик. Делается это вовсе не для того, чтобы было легче найти животное, если оно потеряется, как полагают некоторые горожане. Обычай этот существует чтобы защитить скот от порчи и колдовства. Этому же служил и знаменитый «колокольчик – дар Валдая» под лошадиной дугой. Звук, воспринимаемый раньше образа, как бы принимал на себя, гасил могущий быть удар.
Таков же смысл и другого обычая, сохранившегося и сейчас в некоторых местах Украины, – повязывать на домашних животных красные лоскуты. Считается, что человек, у которого «дурной глаз», прежде всего заметит красный цвет и на этом взгляд его как бы разрядится.
Этой же защитительной, магической цели служили исходно и традиционные украшения – серьги, кольца и бусы. Их надевали в первую очередь ради того, чтобы отвлечь, разрядить, обезоружить «дурной глаз».
От злого глаза существуют и следующий оберег: в неприметном месте надо крест-накрест закалывать булавки.
Точно так же чисто магической, а вовсе не эстетической потребностью порожден обычай, существующий в деревнях и сейчас, – сажать рябину у самых ворот дома. В городских квартирах ту же защитительную роль выполняет зеркало, висящее в прихожей. Могут сказать, что оно служит другой цели: чтобы человек, приходя или уходя, мог взглянуть на себя. И это тоже, но исторически изначальный смысл этого обычая тот же – погасить «дурной глаз» входящего человека.
Особый вид оберегов – талисманы и всевозможные амулеты. И еще один вид защиты от колдовского нападения, сглаза и вообще любого несчастья – это заговоры. Причем для каждой ситуации, на каждый случай жизни свой.