Размер шрифта
-
+

Звездные войны. Психология киновселенной - стр. 8

Кэмпбелл изложил архетипические путешествия героя в мономифе («едином мифе»), описывая все мифы и легенды о героях в нашем мире всех исторических эпох.[2] Юнг и Кэмпбелл заметили, что люди повсюду и во все времена рассказывали сказки о героях, которые сталкиваются со злом, одерживают победы и возвращаются изменившимися. «Это было так жутко, – признавался Лукас, – читать «Героя с тысячью лиц» и осознавать, что моя первая история о «Звездных войнах» просто следовала классическим мотивам».[3] Как только он увидел приключения своих героев в таком ракурсе, он сразу понял, какой дорогой вести их дальше. Так он нашел свою звездную карту.

Когда Юнг описывал темную сторону сознания, он обращался к той ее части, что скрыта и похоронена где-то глубоко внутри. И это совсем не обязательно зло. Даже когда Император Палпатин пытается явить свету темные стороны Люка, тот верит, что Дарт Вейдер желает ему добра, – свет прячется глубоко внутри темной сущности владыки. Хотя не все мы являемся поклонниками Юнга, все мы, кто создавал для вас эту книгу, верим, что скрытая, внутренняя часть человеческой натуры достойна изучения. Нас всех роднит наличие как темной, так и светлой сторон.

Вооружившиеся светом джедаи не одиноки. Ситхи со своими собственными световыми мечами и даже персонажи, которые предпочли бы устроить хорошенький взрыв в ваших краях, – все они орудовали светом.[4] Теперь настало время пролить свет на них самих.

«Бессознательное – это не только природное зло, это и источник светлого добра: не только тьмы, но и света, не только скотского, недочеловеческого и демонического, но и сверхчеловеческого, духовного, в классическом понимании мира «божественного».

Психиатр Карл Юнг[5]

1. «Давным-давно, в далекой-далекой стране…»

Каждый фильм о Звездных войнах начинается с научно-фантастического варианта этой освященной временем фразы. Там есть ковбои, пираты и рыцари с их старой тягой к приключениям, особенно у рыцарей. И так ли уж это важно, что их мечи заставляют сиять современные технологии или то, что рыцарские доспехи движутся самостоятельно – не волей призраков или магией, а благодаря мозгу компьютера?



1. Белое, черное и серое: Как мы различаем добро и зло?

Трэвис Лэнгли

«В некоторых случаях мы все готовы на дикость. И в такой ситуации разницу между хорошим человеком и плохим определяет выбор».

Психолог Уильям Джеймс[6]


Сага «Звездные войны» рассказывает нам о повстанцах, восставших против угнетения, о героях, сражающихся со злодеями, и о лучших качествах отдельных людей, борющихся со злом внутри самих себя. Когда джедай характеризует Силу как дихотомию темной и светлой сторон без оттенков серого, является ли это упрощенной моделью добра и зла для всех? И делает ли джедаев ощущение Силы исключительно уязвимыми перед искушением их собственной могущественности?

Страница 8