Звездные войны. Психология киновселенной - стр. 38
Присваивание персонажу маски или приравнивание его к механизму успешно «расчеловечивает» его или ее. Например, когда человек стоит на вершине здания и собирается спрыгнуть, толпа более склонна к издевательствам над этим человеком, если ей сложно увидеть в нем конкретную личность, например из-за темноты или далекого расстояния.[146]
Это особенно справедливо в случае с дроидами, которые являются машинами, часто без мимики. Во Вселенной «Звездных войн» вряд ли можно найти дроида, неотличимого от живого существа, в отличие некоторых андроидов из других фильмов. Дроиды контрастируют и с репликантами из «Бегущего по лезвию»,[147] и с андроидами из фильма «Чужой», где человек и андроид визуально неотличимы друг от друга. И когда королева «Чужих» разрезает тело Бишопа напополам, публика реагирует так, как если бы увидела убийство реального человека.[148]
Солдаты и маски
Клоны-штурмовики и солдаты-штурмовики носят маски. Эти маски делают их похожими на дроидов[149] и полностью «расчеловечивают». Действительно, маске свойственен некий психологический эффект. Например, возникающее при этом чувство анонимности (так же как и в темноте или в солнцезащитных очках) делает людей более агрессивными, менее щедрыми, более склонными к обману.[150] Безликих штурмовиков, как и дроидов сепаратистской армии, психологически легче убивать и смотреть на процесс их убийства.
Скорее всего, так происходит потому, что мы испытываем определенные трудности в понимании эмоций и чувств у лиц, которые могут быть даже частично закрыты.[151] Если по чьему-то лицу нельзя определить, что тот страдает, намного проще вообще не думать о его страданиях. Это справедливо и для дроидов, которые выражают очень мало эмоций или не выражают их совсем. Когда же машины демонстрируют какие-то выражения чувств, люди реагируют на это, включая чувство сострадания при виде грустного робота.[152]
Масахиро Мори создал популярную теорию «зловещей долины».[153] Согласно этой теории, чем больше какое-либо создание напоминает человека, тем более оно нам симпатично. Единственное исключение – «долина» кривой на графике, объединяющая существ, которые выглядят достаточно реалистично, чтобы мы признали их человекоподобными, но в то же время омерзительны настолько, что это может нас напугать. Нас не больно-то интересуют какие-нибудь камни, нам нравится R2-D2, но персонажи в видеоиграх и во многих ранних анимационных фильмах часто выглядят как ожившие мертвецы. И такие персонажи попадают в эту «долину», в провал кривой, поэтому зрителям они нравятся меньше. Нормальные, здоровые люди находятся на вершине данной кривой, и публика любит их больше всего.