Золотые купола над Парижем - стр. 3
Архиепископ парижский Андре Вэн Труа вместе со своей паствой и священнослужителями тепло встретил Святейшего Патриарха и сказал с амвона, что для него огромная честь и радость приветствовать в соборе патриарха Алексия и что присутствие русской диаспоры и общение с ней во Франции стали доброй традицией.
Патриарх преподнес в дар Нотр-Дам большую икону Владимирской Божией Матери, которая теперь украшает одну из часовен левого придела собора, недалеко от алтаря. Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть копии русских икон: Рублевскую Троицу, Богородицу, образ «Спас Нерукотворный», а в храме Сент Этьен дю Мон в Париже, где хранится рака с мощами святой Женевьевы (Геновефы) Парижской, висит православная икона этой святой, а рядом икона преподобного Симеона Столпника – подарок Корсунской епархии.
Православный молебен перед Терновым венцом совершал исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского подворья Корсунской епархии в Париже иеромонах Нестор (Сиротенко). Святейший Патриарх, православные клирики и миряне поклонились Терновому венцу, частице Животворящего Креста Господня и Гвоздю, которым было пронзено тело Спасителя.
На Западе святыни не разделенной Церкви находятся в католических храмах, и для православных паломников дано любезное разрешение для их посещения, оказано всяческое содействие и даже составлены расписания православных молебнов. Мощи святителя Николая Чудотворца в городе Бари – только один из примеров такого поклонения верующих.
Терновый венец Спасителя вместе с другими святынями хранится в сокровищнице собора Нотр-Дам. За последние годы Францию посетили сотни тысяч православных, и только единицы знают, сколько эта земля, несмотря на войны, революции и забвение современного общества, сохранила раннехристианских святынь. До 1054 года, когда единая Церковь раскололась на Православную и Католическую, святыни были общими. С момента разъединения православные считают их «своими», в равной степени, как и римо-католики, а потому во избежание путаницы и споров принято называть эти святыни раннехристианскими.
Этапы пути и места хранения Тернового венца выглядят так: до 1092 года – Иерусалим, с конца X века – Константинополь, часовня Пречистой Девы, с ноября 1238 года по февраль 1239 года – Венеция.
В 1204 году во время Четвертого крестового похода был завоеван Константинополь. В результате завоевания на землях Византийской империи была основана Латинская империя, которая просуществовала до 1261 года. Власть в новой империи принадлежала в основном католическим французским рыцарям, которые опирались на поддержку веницианцев. В результате десятилетних войн были разрушены дворцы и храмы, разграблены несметные сокровища. Франция во главе с королем Людовиком IX овладела значительной частью христианских реликвий, многие попали из Иерусалима, но наиболее почитаемые сложными путями были вывезены из Константинополя. В 1239 году двое доминиканцев обнаружили Терновый венец Спасителя в соборе Святого Марка в Венеции, куда он попал от латинского императора Балдуина II, давшего его под залог венецианцам. Впоследствии реликвия была выкуплена Святым Людовиком. Сделка состоялась, и через север Италии реликвия прибыла во Францию. 11 августа 1239 года в 40 км от Парижа архиепископ Сансский и король получают уникальную драгоценность. Святой король Людовик (он был канонизирован за своё благочестие и веру), увидев ларец, не мог поверить своим глазам. В знак особого преклонения и христианского смирения Людовик снял с себя королевские регалии, разулся, облачился в рубище и вместе со своим братом Робертом-Артуром, торжественно, на плечах, понес в столицу ларец с великой святыней. Их встретил епископат и ликующая толпа горожан. Через три года в Париж из Константинополя была перевезена и частица Креста Господня. Почти сразу для реликвий было решено построить Святую Часовню, внутри резиденции королей замка Сите. Огромный дворец в центре Парижа на берегу Сены, кроме символа королевской власти, стал мистическим культовым сооружением. Строительство часовни Сент-Шапель (Sainte Chapelle) длилось семь лет – с 1239 по 1248 годы. Архитектура часовни, ее внешний вид – это точная копия сокровищницы, в которой находилась реликвия до прибытия во Францию. На строительство шедевра готической архитектуры пошла сумма в 135 000 турских франков, что составляло больше половины годового дохода королевской казны и примерно седьмую часть бюджета Французской Церкви! По окончании строительства Сент-Шапель Терновый венец был перенесен в часовню, и по приказу короля был установлен литургический календарь церковных служб. Торжественная месса служилась 11 августа, в день прибытия святыни в собор Санса. В часовню перенесли и фрагмент Креста и один из гвоздей, вбитых в тело Христа. Терновые шипы в качестве дара были розданы соборам и храмам различных христианских стран.