Размер шрифта
-
+

Золотое кольцо Боспора - стр. 12

Древние зодчие использовали конструкцию, символизирующую очищение души усопшего по пути в загробный мир. Уже в то, по нашему представлению, дикое время, скифы почитали праведный образ жизни, заботились о чистоте души. Вера и страх перед наказанием за грехи служили иммунитетом против варварства.

На каменных глыбах по пути к камере изображены фигуры людей. Установлена жертвенная чаша, вырезанная из каменной глыбы. На стенах сохранились изображения с христианской атрибутикой, очевидно, появились в более позднее время. По версии ученых, этот факт указывает на то, что ранние христиане использовали курган для проведения культовых обрядов.

Неразгаданная тайна

Для кого была возведена усыпальница и насыпан курган? По сей день это остается тайной. Некоторые из ученых предполагают, что гробница предназначалась для скифского царя из династии Спартокидов – Левкона I, (389–349 гг. до н. э.), правившего Боспорским царством в первой половине IV столетия до н. э.

Благодаря кропотливым исследованиям, из глубины веков просочились сведения о том, что он был умным, проницательным монархом, так как государство при нем достигло пика могущества и процветания.

Поскольку следов погребения не обнаружено, то у археологов два варианта: либо оно не состоялось, либо могильник разграбили еще в древности? Так как в погребальной камере обнаружены остатки деревянного саркофага, то вторая версия более всего вероятная. Отличительной особенностью сооружения является оптический эффект. Он связан с тем, что если смотреть в туннель, представляющий собой коридор, со стороны погребальной камеры в сторону входа, то он кажется намного длиннее, чем при входе в курган. Секрет таится в математических расчетах. Из-за разной ширины по всей длине туннеля его стены не параллельны, в результате чего возник необычный эффект.

Дело в том, что по форме дромос похож на кипарис, который греки считают символом мертвых. Это наводит на мысль, что в царство мертвых путь короче, а вот возврата оттуда нет, поэтому и расстояние от саркофага, благодаря оптическому эффекту, длиннее.

Археологи пришли к выводу: чем величественнее курган, тем значимее погребенная в нем особа, приближенная к тому или иному мифическому божеству. Строго соблюдался магический ритуал очищения и перемещение душ усопших в загробный мир. Уже тогда насаждался культ личности, возвеличивание царей и вождей над чернью, рабами и смердами, которых часто, особенно слуг, приносили на заклание, отправляли следом за почившим, его драгоценным скарбом в усыпальницу.

Остается восхищаться уровнем интеллекта древних мудрецов, сумевших в архитектуре отразить символы античного мировоззрения. Царский курган привлекает не только историков, туристов, но и кинематографистов для съемок научно-фантастических и сказочных фильмов.

Страница 12