Золотая стена - стр. 2
Историки-археологи XIX века графы Евстрафий и Константин Тышкевичи также утверждали, что Лида была центром Дайновского княжества в XII–XIII веках и имела все атрибуты княжеской ставки. Позже князь Гедимин именно в Лиде, одновременно с вильнюсским, возвёл каменный замок. Ссылались они на документы князя Чарторыйского, который получил их от Сперанского – министра при Александре I. Сперанский курировал от имени царя работу Карамзина по написанию истории Российского государства. Всё, что не укладывалось в русло политики Москвы – Петербурга, – замалчивалось или уничтожалось. Речь идёт о труде Татищева XVIII века, где он, со ссылкой на древние документы, показал существование двух центров Руси – Литву-русскую и Москву. Причём сравнение, на то время, было не в пользу Белокаменной. Татищев, ссылаясь на византийские летописи, описывает славянский народ – венедов, и центральное племя этого народа – руссин-россов. И центр, где они жили, – река Неман. Венеды стали прародителями руссов-руссин, литвинов-белорусов, кривичей, варягов, поляков, сербов, словаков, чехов, украинцев, ободричей, хорватов и др. Это и не понравилось Екатерине II – труды Татищева не увидели свет. Уже затем историки Карамзин, Соловьёв, Костомаров, Ключевский рисовали и описывали Литву в тёмных тонах, как врага Российского государства и дома Романовых. По заказу последних.
По Татищеву, прародина славян оказалась на территории Литвы и Белой Руси, а не в Новгороде и Киеве, а это шло вразрез с политикой Московского государства и Российской империи. Сперанский передал Чарторыйскому ряд документов, которые принадлежали Татищеву. Эти документы попали в Москву после падения Константинополя в 1453 году и были привезены к Ивану III родственниками последнего императора Византии. Сперанский утверждал, что у Татищева на документах имелись пометки, что с них снимались копии.
Впервые, о чём я буду говорить ниже, я услышал в школе от своего учителя истории, директора школы Николая Владимировича Ивашина, в 1971 году. Об этом человеке и его влиянии на мою судьбу остановлюсь позже. Его уроки запоминались на всю жизнь. Когда он говорил о дате основания нашего города – 1180 годе, – то ссылался на источники варягов в Стокгольме и на Татищева. Так о чём же речь?
Византийцы описывали посольство шведского конунга, которое прибыло на переговоры с императором Византии в 1180 году. Помимо государственных вопросов, варяги-русы просили Кесаря – наследника – помочь им в одном деле: по дороге в Константинополь они останавливались и гостили у Дайновского князя на реке Вилии, в городах княжества Жирмунах и Лиде. Принимал их князь Давид с малолетним князем Рингольдом в Лиде. Князь Давид просил варягов найти его брата, если он жив, детей его, и привезти на родину. Плату за это дал большую и приставил к посольству своих людей в помощь. Он рассказал, что в Лиде и Дайнаве он в малолетстве оказался со своим дядей князем Мавкольдом в 1128 году, когда Киевский князь Мстислав Владимирович разбил и взял в плен его отчину, город Полоцк. Дяде его родному, князю Мавкольду Всеславичу, и ему удалось избежать плена, так как их заменили надёжные люди. Обман потом открылся, но у них было время уйти от дружин Мстислава. Князя Ростислава Полоцкого, брата его Давила с сыном, семьи их Мстислав отправил в Константинополь в плен. Отцом князя Давида был брат Ростислава Всеславовича – Давил Всеславович, который попал в плен с сыном Рогволдом, братом Давида. Пока был жив князь Мавкольд, он дважды послал посольства в Константинополь за своими родственниками. Византийцы требовали большой казны и отпустили домой только больного князя Ростислава, который по дороге домой умер, остальные оставались в Константинополе. Теперь князь Давид с малолетним князем Рингольдом, своим сыном, просит найти его брата, детей его, если они живы…