Золотая Орда - стр. 4
Сарай- Бату – столица Золотой Орды
Средневековые авторы писали, что Сарай занимал площадь в 36 квадратных километров. В нем проживало 70 тысяч жителей. В то же время Париж населяло 25 тысяч жителей, а Лондон – чуть больше 30 тысяч. Сарай-Бату считался крупнейшим городом Европы и Азии, сравнимым по величине и великолепию с Багдадом, Константинополем и Римом. В него стекались богатства, не только в виде дани из покоренной Руси, но и товары со всего мира. Ведь Сарай стоял на пересечении караванных дорог.
До сих пор ходят предания о богатствах Сарай-Бату. Наиболее распространена легенда о золотых конях Батыя. Рассказывают, что владыке Золотой Орды показалось мало, что столица украшена роскошными дворцами и тенистыми садами. Чтобы еще больше прославиться, Батый отдал приказание – всю дань, собираемую им за год, обратить в золото и отлить из него двух коней в натуральную величину. Этих золотых, с горящими рубиновыми глазами, коней и поставили при входе в столицу Золотоордынского ханства, у ее городских ворот. Еще издалека путешественники замечали сверкание и полагали, что в городе начался пожар. И только подъехав ближе, они видели, что это сияют в лучах восходящего солнца золотые статуи коней.
К этой легенде мы еще вернемся и расскажем о том, что стало с золотыми конями.
Батый правил почти тридцать лет (1227–1255). До конца жизни он оставался верен религии своих предков, поклонялся Великому небу и силам природы. От русских князей, прибывавших к нему с изъявлением покорности, он требовал исполнения монгольских религиозных обрядов, а тех, кто отказывался это сделать, предавал смерти. Батый чеканил монету от имени великого хана, обитавшего в Каракоруме, но фактически был независимым правителем. Он заложил основы того государства, которое мы называем Золотой Ордой.
Батыю наследовал его старший сын Сартак (1255–1256). Правил он недолго, но личностью был довольно примечательной. В исторических источниках есть сведения, что он принял христианство. Не ясно, правда, кто именно его крестил: русские православные христиане либо восточные христиане-несторианцы. Во всяком случае, видно, что наследник Батыя стремился сблизиться с христианским миром. Он построил много церквей, его дочь вышла замуж за князя ростовского Глеба Васильковича и крестилась под именем Феодоры. В ордынской столице появились русские священники, которые обратили в христианство несколько женщин из ханского дома. В будущем эти ханши всегда заступались за русских князей, которые по тем или иным причинам попадали в опалу. Отправляясь в Орду по вызову хана, русские князья знали, что защиту и поддержку они найдут на женской половине ханского дворца.