Золотая нить. Как ткань изменила историю - стр. 16
Нити были сделаны из лыка, податливых волокон из внутренней части растений, требовавших тщательной обработки. Некоторые волокна пряли, другие просто скручивали. В интервью газете, которая сообщала об этом открытии, Э. Квавадзе и ее команда с некоторым удивлением отмечали, что отдельные образцы «оказались скрученными из двух нитей в форме буквы S в достаточно сложном узоре». Крученая нить – результат соединения двух и более нитей, скрученных[26] вместе в направлении, противоположном тому, в котором их пряли. На практике это означает, что нить, скрученная должным образом, податливей в работе. Она будет ровной, без узлов. Иными словами, если найдены образцы крученой пряжи, то это прямо указывает на удивительно высокий уровень мастерства.
Еще больше сбивал с толку тот факт, что многие волокна выглядели окрашенными, вероятно с помощью красящих веществ из растений. Количество обнаруженных цветов указывало на то, что изготовители нитей из Дзудзуаны были хороши и в этом. Хотя большинство волокон были серого, черного или бирюзового цветов, встречались также желтые, красные, фиалковые, зеленые, хаки и даже розовые. Это указывало на то, что люди были хорошо знакомы с красящими свойствами растений и других красителей. Два более древних слоя, представляющие периоды около 32 000 и 19 000 лет до настоящего времени, содержали больше всего окрашенных волокон. В одном из слоев из 488 найденных волокон пятьдесят восемь были окрашены. Из 787 волокон из следующего, самого старого слоя, окрашены были тридцать восемь, хотя разнообразия красок было больше – именно в этом слое была найдена розовая нить[27][28].
Исследователи, изучавшие пещеру, также обнаружили останки личинок моли, которых обычно находят в гниющем текстиле, грибы, которые растут на ткани и шерсти коз. Волокна из лыка могли использовать для создания нитей, чтобы сшивать шкуры животных для одежды.
Вероятно, подобные нити использовались для создания тесемок или веревок для рукояток инструментов или для плетения корзин. Офер Бар-Йосеф, израильский археолог, работавший с Э. Квавадзе, предположил, что все эти тысячелетия обитатели пещеры сплетали нити вместе в манере, напоминающей макраме. Элизабет Вейланд Барбер, эксперт по доисторическому текстилю, утверждает, что простое изготовление веревок было мощной технологией, революцией в техническом прогрессе древних. «Можно связать вместе вещи и перенести больше. Можно сделать сети или силки, чтобы попалось больше добычи, и можно питаться лучше»[29].
А шкуры куда?
«Одежда создает человека».