Размер шрифта
-
+

Знаменитое Таро Уэйта - стр. 11

. Судя по всему, он испытал влияние де Жебелена, ряд исследователей прямо называют Эттейллу его учеником.

Именно Эттейлла в своей книге «Как развлечь себя колодой карт Таро» заложил основы современных способов толкования значений карт – иногда даже утверждают, что он является основателем гадания на Таро как такового. Это утверждение довольно спорно – если нам мало известно о способах предсказания, бытовавших до XVIII столетия, это не означает, что их не существовало в принципе. Тем более что упоминаний о существовании гадательных практик в Европе еще в эпоху Средневековья имеется достаточно. Наверное, правильнее будет сказать, что Эттейлла является автором основ современной методики предсказаний при помощи Таро.

Эттейлла несколько видоизменил изображения по сравнению с предыдущими колодами, переименовал некоторые карты Старших Арканов (ему хотелось усилить связь изображений с преданиями о сотворении мира), дополнил отдельные карты символикой знаков зодиака и названиями различных первоэлементов – Воды, Огня и так далее. Он же подробно рассмотрел значения карт в прямом и перевернутом положении. В общем, отношение к Эттейлле как к первому в мире профессиональному тарологу, много сделавшему для популяризации и развития Таро, вполне оправдано.

Таро за последние 150 лет: «французская» и «английская» школы

В XIX столетии интерес людей ко всему таинственному, скрытому, потустороннему не угасал. В 1850-х годах во Франции в свет вышла книга, которую по праву называют энциклопедией оккультизма. Она называлась «Учение и ритуал высшей магии», автор ее – Альфонс-Луи Констан, более известный как Элифас Леви (1810–1875). Именно этот фундаментальный труд прочно связал Таро и Каббалу, хотя версии о соответствии букв еврейского алфавита и карт Таро высказывались и ранее. Старшие Арканы Таро Элифас Леви увязал с двадцатью двумя буквами иврита, взяв за основу достаточно популярную в то время «Марсельскую колоду». Так, карта Маг, стоявшая в колоде первой, была соотнесена им с буквой алеф и так далее.

Согласно основополагающим текстам Каббалы, в буквах еврейского алфавита зашифрованы все тайны мироздания – следовательно, колода Таро является надежным помощником для всех желающих заглянуть в будущее или овладеть тайным знанием! Надо сказать, что Леви не был первопроходцем в своем желании найти параллели между различными эзотерическими явлениями. Еще сторонники герметизма утверждали, что все известные оккультные учения – Каббала, астрология, алхимия – связаны между собой.

Леви стал основоположником так называемой французской школы Таро. Основное различие между двумя школами – французской и сложившейся чуть позже английской, основанной Сэмюэлом Мазерсом, – заключается в том, какой порядок Старших Арканов в колоде они предлагают. Вернее, на какое место ставят одну из важнейших карт – Дурак (Шут). (О сути всех арканов Таро и их истолковании мы обязательно подробно расскажем в соответствующей главе!) Элифас Леви и его последователи ставили Дурака ближе к концу ряда Старших Арканов – он оказывался на 21-м месте, между Судом и Миром, и обозначался буквой шин. Приверженцы английской школы обычно ставили Дурака как нулевой аркан в самое начало ряда. И в этом случае алеф соотносится уже именно с Дураком. Причины этих разночтений – прежде всего в том, какой смысл те или иные специалисты вкладывали в определенную карту и как его истолковывали. Так, для многих тарологов Дурак – олицетворение созидательной силы, постигающий дух, важнейшая карта колоды! В целом же деление на французскую и английскую школы достаточно условно. Например, колоду Уэйта, которой посвящается эта книга, некоторые исследователи относят к английской школе, несмотря на ее особенности, а некоторые вообще отказываются от подобной систематизации. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся.

Страница 11