Размер шрифта
-
+

Жизнь Заратуштры. Авеста - стр. 22

74. Старые утверждения о Зороастре или Оксиарте, магическом царе Бактрии времен Нина и Семирамиды, едва ли могут относиться к традиционному Заратусту, который никогда не изображался царем, хотя Заратустра «Авесты», по-видимому, был правящим жрецом. Время, в которое жил этот бактрианец, также очень неясно.

75. Таким образом, кажется, что древние утверждения о дате Заратуста, сообщенные Плинием и подтвержденные некоторыми другими классическими авторами, могут быть полностью объяснены традиционной системой хронологии, используемой в пехлевийских текстах, путем идентификации классического Зороастра седьмого тысячелетия до н.э. с традиционным Заратустом в своем духовном состоянии, после того как он перестал быть простым фраваши, или первичной идеей, и стал разумным, подвижным и личным существом, но все же духом. В то время как более поздний Зороастр Плиния, должен был жить примерно в то же время, что и традиционный Заратуст после того, как он пришел в мирское существование, и может быть отождествлен с ним.

76. Следует заметить, что это объяснение полностью зависит от особенно искусственной системы хронологии, в которой предполагается, что все время состоит из двенадцати тысячелетий, посвященных различным целям; и если бы эта конкретная система не использовалась в то время, когда были сделаны утверждения, цитируемые Плинием и Диогеном: Лаэртий, эти утверждения нельзя было бы объяснить как относящиеся к одному и тому же человеку. Единственный разумный вывод, по-видимому, заключается в том, что хронология, основанная на двенадцати тысячелетиях, использовалась в пятом веке до н.э.

77. Также замечено, что эта тысячелетняя хронология неразрывно связана с идеей изначального существования всех благих творений в состоянии Фраваши. Они описываются как духовные существа, которые три тысячелетия оставались немыслимыми, неподвижными и неосязаемыми; и следующие три тысячелетия они все еще оставались нетронутыми, человечество было представлено в этот период Гайомаром в мире и духовной формой Заратуста на небесах, в то время как животные символизировались первобытным быком того же периода. Таким образом, шесть тысячелетий, что составляет половину продолжительности времени, были присвоены Фраваши, духовным и воплощенным. До этой даты была устроена череда тысячелетий для всей будущей истории, пока не ожидалось, что Время снова сольется с Вечностью при обновлении вселенной.

78. Поскольку, зороастрийская традиция очень последовательно устанавливает дату деятельности Заратуста около конца седьмого века до нашей эры, может возникнуть вопрос, почему исследователи «Авесты» так сильно настаивают на ее большей древности? У них могло быть несколько причин, но, по крайней мере три из них были важными. Во-первых, у них были классические утверждения, которые обычно помещали Заратуста еще в седьмое тысячелетие до нашей эры, по свидетельствам людей, живших на два-четыре века позже традиционной даты смерти Заратуста. Никто, конечно, не мог поверить в буквальную точность числа тысячелетий, которое относилось к воображаемому периоду духовного существования.

Страница 22