Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея - стр. 27
6: 10. да будет Воля Твоя и на земле, как на небе.
Данное прошение говорит о том, как следует относиться ко всему, что происходит в нашем мире.
Христианство отрицает идею каких-либо случайностей в жизни и отдельного человека, и общества, и мира в целом. Все происходит в силу духовных законов, которые являются столь же реальными и твердыми, как и все другие законы сотворенного Богом мира. Более того, они первичны по отношению ко всем остальным. Как законы биологические доминируют над материальными, психические над биологическими, а нравственные над психическими, так и законы духовные над всеми ими. Всех их источником и высшим духовным законом является Бог, Который, по христианскому учению, есть Любовь, раскрытая в заповедях Евангелия.
Это означает, что все происходящее в жизни человека и общества, в том числе и скорбное и трагическое, в конечном счете определяется степенью соответствия их духовного состояния закону любви – заповедям Христовым. Не Бог наказывает и награждает человека, а сам он своим отношением к богозданным законам определяет свою судьбу. Преподобный Марк Подвижник так и писал: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона» (Нравственно-подвижнические слова. Слово 5). И только покаяние снимает карающее действие этого закона. Поэтому человеку необходимы вера и молитва: «Господи, помилуй, и да будет благая воля Твоя!»
Такая вера в Бога-Любовь и преданность Его воле является первым условием того духовного состояния человека, которое дает ему твердость и мужество при всех превратностях жизни.
Но почему Бог не открывает ясно каждому человеку воли Своей? Преподобный Петр Дамаскин отвечает: «Оттого, говорит Лествичник, Бог не открывает нам воли Своей, чтобы мы, познав ее, не ослушались и не подверглись большему осуждению» (Творения. Кн. 1. О том, что страстным наиболее полезно безмолвие).
6:11. хлеб наш насущный дай нам на сей день.
«Прошение это имеет два значения – Хлеба Небесного и хлеба земного… Хлеб Небесный – тот Хлеб, который именуется „Хлебом Жизни“ (Ин. 6: 51). В молитве сначала просим Хлеба Небесного» (Преп. Нил Мироточивый. Посмертные вещания. Гл. 24, 25). Преподобный Нил, как и другие отцы, этим Хлебом называет, прежде всего, Причащение Тела и Крови Христовых – этого истинного Хлеба жизни временной и вечной.
Но данные слова молитвы говорят и о том, что Господь научает молиться не только о получении вечных благ, но и о