Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея - стр. 21
Игумен Никон (Воробьев) писал: «Будем же жить в мире, прощая друг друга, мирясь скорее друг с другом, будем во всем каяться пред Богом и просить Его милости и спасения от бесов и вечных мук, пока еще есть время. Не будем играть своей вечной участью»[16].
«Если после смерти будет в душе нашей больше бесовского, то бесы овладеют нами. Если же мы еще здесь осознаем свои бесовские качества, будем просить за них прощения от Господа и сами всем будем прощать, то Господь простит нам, уничтожит в нас все дурное и не даст в руки бесов» (Нам оставлено покаяние. Письмо 46).
5:29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Правый глаз символизирует ум, мысль человека. Вырви его и брось от себя — это образное высказывание, которое призывает без промедления вырывать возникшую злую, завистливую, похотливую и всякую другую подобную мысль. Блажен, – слышим в псалме, – кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс. 136: 9). Младенцы — это возникшие греховные мысли и чувства, еще не успевшие глубоко проникнуть в душу. Если не разбить их о камень, они могут настолько захватить человека, что действительно все тело его, то есть весь он: ум, чувства, нервы, психика – окажется в капкане страданий, в настоящей огненной геенне распаленной страсти (см. Мф. 18: 8–9).
5:30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Правая рука является символом деятельности человека и его воли. Господь предупреждает о пагубных последствиях нечестности в делах, ибо, по духовному закону, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6: 38) уже здесь, в этой жизни. Эти последствия проявляются в мучениях совести, в страхе быть раскрытым и получить по заслугам. Тем более отмерится там, когда все откроется.
5:32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Если муж разводится с женою своею (или жена с мужем своим), чтобы вступить в другой брак, и если мужчина вступает в брак с разведенной из-за него (или женщина с разведенным из-за нее), те прелюбодействуют (как, например, Ирод женился на жене своего брата Филиппа, см. Мф. 14: 3). Эта евангельская оценка не распространяется на тех, которые вступают в брак с разведенными не по их вине.
5:34. А Я говорю вам: не клянись вовсе.