Жизнь русского обывателя. Изба и хоромы - стр. 42
Самый простой и архаичный тип жилища – однокамерное, то есть с одним внутренним помещением, отапливаемое жилище – истопка. Истопка – потому что отапливалась, в ней можно было истопить печь. Истопка – истобка – изобка – истба – изба. Теперь понятно, почему русское крестьянское жилище называется избой – потому что отапливается. К входу в истопку пристраивался легкий, иногда даже открытый спереди тамбур, бревенчатый, жердевой или даже плетневой, – сени.
Изба. План
1. Изба, 2. Печь, 3. Стол в красном углу, 4. Коник, 5. Сени, 6. Крыльцо.
Сень по-русски – тень, покров; сени – потому что были с крышей, прикрывали вход, осеняли его. Порог в избе делался высокий, не менее чем в один венец, а то и в полтора-два, чтобы в открытую дверь поменьше тянуло холодом: самый холодный воздух держится понизу. Пол в избе с этой же целью непременно должен быть немного выше, чем в сенях. И двери были маленькие, с низкой притолокой, так что, входя в старинную избу, нужно пониже нагибать голову. Вообще все проемы в стенах старались для сбережения тепла делать поменьше.
Порогу в избе придавалось особое значение: ведь он отделял избу от внешнего мира. Молодая, приехав от венца, должна была ступить на порог обеими ногами, чтобы породниться с избой. Животиком на порог клали младенца, если он кричал от резей в желудке. На пороге лечили и взрослых, от болей в спине: клали животом на порог и лезвием топора «зарубали» хворь. Отправляясь в дальний путь, изпод порога отчей избы брали щепоть земли в ладанку. Наконец, как будет рассказано ниже, на пороге «выпиливали» «живой» огонь.
В избе настилался пол из толстых плах – расколотых и обтесанных бревен. Лежали плахи вдоль избы, от порога: и половые балки получались покороче, не прогибались под ногами, и ходить удобнее по неровному полу из плах. Ведь в основном в избе приходилось ходить вдоль нее, а не поперек. Точно так же вдоль избы настилался и потолок, который на чердаке для утепления засыпался сухой палой листвой, опавшими еловыми иглами, игольником или просто сухой землей. В небольшой избе потолок поддерживала одна центральная балка – матица. Поскольку на ней держался не только крестьянский кров, но и сама жизнь будущего крестьянина – в матицу вворачивалось кольцо, на котором висела зыбка для младенца, – матице в крестьянском быту придавалось особое значение. Под ней давали клятвы, брали в долг и возвращали деньги, под нее садилась сваха, под ней происходило сватовство и обручение молодых.
Впрочем, современные исследователи пишут, что даже в лесных районах еще совсем недавно, в ХVIII в., избы были без пола и потолка; роль пола играла утоптанная земля, на которой удобнее было зимой держать скотину и доить приводимых в избу коров, а роль потолка выполняла двухскатная бревенчатая кровля на самцах и курицах (106; 15, 89); впрочем, некоторые исследователи заявляют о наличии потолка и пола уже в средневековых жилищах (84; 33). Автор этих строк, участвуя в 1964 г. в Смоленской археологической экспедиции, сам видел полы в остатках городской избы сапожника в слоях XIII – ХIV вв.; на одном из таких полов были найдены две первые в Смоленске берестяные грамоты.