Размер шрифта
-
+

Жизнь на 100 % - стр. 6




Джастин Розенштейн, один из четырех дизайнеров Facebook – авторов кнопки «Like», объяснил в интервью журналу Vice потенциал и опасность социального одобрения[7]. «В первую очередь я стремился дать возможность выразить положительное отношение самым простым способом. И думал, что все удалось, но возникли серьезные непредусмотренные побочные эффекты. В каком-то смысле все получилось чересчур хорошо».

Убеждающий дизайн – это методика влияния на поведение людей через особенности продукта или сервиса[8]. Многие из современных цифровых методик отточил и обнародовал Би Джей Фогг – бихевиорист, основатель и руководитель Стэнфордской лаборатории проектирования поведения (Stanford Behavior Design Lab). Он получил прозвище Создатель миллионеров, ведь его работа вдохновила многих студентов на создание самых затягивающих и поэтому заманчивых приложений, игр и сетей[9]. Защитники такого подхода утверждают, что с его помощью можно оказывать на людей и положительное влияние: натренировать их регулярно пить лекарства, выработать привычки, позволяющие снизить вес или освоить новые навыки. Однако, похоже, потенциальный вред перевешивает пользу. В апреле 2018 г. 50 психологов подписали обращение в Американскую психологическую ассоциацию, в котором обвинили своих коллег, сотрудничающих с технологическими компаниями, в использовании убеждающего дизайна, и попросили ассоциацию занять принципиальную этическую позицию по данному вопросу ради безопасности будущих поколений[10].

Разработчики сознательно применяют убеждающие трюки, как в казино, и методы проектирования, которые ведут к возникновению у нас зависимости от игр, сетей, приложений и девайсов. Эти неявные «техники манипуляции» призваны удерживать наше внимание – и монетизировать его[11].



Чтобы повлиять на поведение, нужны мотивация, возможности и триггеры. Например, в соцсетях мотивацией может стать потребность людей во внимании, вовлеченности и социальных связях или, наоборот, страх пропустить что-то интересное и важное, упустить выгоду (FOMO). Триггеры – это лайки, комментарии и запросы о дружбе. Как говорят ученые, они запускают выработку в мозге «гормонов счастья» – окситоцина, серотонина, дофамина и эндорфинов.

Знаете ли вы, что прибыль от игровых автоматов в США превышает доходы от бейсбола, кинопроката и парков развлечений, вместе взятых? По словам профессора Нью-Йоркского университета Наташи Доу Шулл, автора книги «Спроектированная зависимость» (Addiction by Design), игровые автоматы разработаны, чтобы вызывать привыкание. В ходе исследования она обнаружила, что «нездоровая привязанность» к игровым автоматам формируется в три-четыре раза быстрее, чем к другим видам азартных игр

Страница 6