Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц - стр. 8
С постоянным возрастанием числа верующих росла и злоба начальников иудейских на проповедников Христа. Еще после обращения ко Христу в одно время 5000 человек, святых Апостолов Петра и Иоанна потребовали для ответа в синедрион. Но и Апостолы перед всем собранием начальников и старейших Израилевых неустрашимо проповедовали Имя Христово. Первосвященники строго запретили им впредь учить о Христе, и только боязнь народа, уважавшего Апостолов, не позволила первосвященникам сделать им что-нибудь худшее. Но вот совершилось первое убийство, убийство святого архидиакона Стефана, и поднялось гонение на христиан. Начал притеснять и преследовать верующих и Ирод, владевший тогда Иудеей, видя, что этим может угодить иудеям. Взоры его обратились и на Петра, как главу общества верующих. Тогда Петр, закованный двумя железными цепями, был заключен в темницу. В ночь, после которой назначено было Иродом предать Петра на суд народу, спал он, скованный, между двоими воинами, и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг предстал перед ним Ангел Господень, и свет осиял темницу. Прикоснувшись к Петру, Ангел пробудил его и сказал: «Встань скорее». Цепи мгновенно спали с рук Петра. Ангел продолжал: «Опояшься и обуйся». Петр исполнил приказанное. «Надень одежду твою и иди за мною», – говорил Ангел. Петр пошел за ним, не понимая, что с ним, и думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они достигли железных ворот, ведущих в город, и те сами собой отворились перед ними, прошли они одну улицу, и вдруг Ангела не стало. Тогда святой Апостол пришел в себя. «Теперь вижу воистину, – сказал он, – что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всего, чего ожидал народ Иудейский». Велика была радость верующих при виде Петра, чудесным образом избавленного из темницы (Деян. 12, 1-17).
После чудесного избавления Петру уже нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он удалился не только из Иерусалима, но и вообще из Палестины, которая в это время вся принадлежала Ироду. Из Иерусалима святой Апостол Петр пошел в Кесарию Стратопийскую и поставил здесь епископа. Отсюда он отправился в Финикию и рукоположил епископов для городов Финикийских – Сидона, Берита и Триполиса. После этого посетил он остров Родос, Валонею, Понт и приморский город Лаодикию. Здесь Петр исцелил многих больных и из многих бесноватых изгнал злых духов. Поставив епископа для верующих Лаодикии, Петр перешел в Сирийский город Антиохию. Там в это время скрывался Симон волхв от воинов, посланных Римским императором Клавдием схватить его. узнав о прибытии в Антиохию Апостола Петра, Симон волхв поспешно бежал от него в Иудею. В Антиохии Апостол успешно проповедовал Христа исцелял недужных и творил чудеса. Здесь же он рукоположил епископов для Сиракуз и Тавромении, городов на острове Сицилии. Из Антиохии Петр направил путь свой через всю Малую Азию до северного края ее, омываемого Черным морем. Так, через область Каппадокию и Галатию он достиг Пафлагонии, области на берегу Черного моря. Посетив Синоп, приморский город Пафлагонии, Апостол пошел к юго-востоку, в область Понтийскую, и был здесь в городе Амосии. Отсюда он отправился на запад, к нынешнему Мраморному морю, и в области Вифании, омываемой этим морем, посетил города Никомидию и Никею. Из Вифании святой Апостол Петр поспешил в Иерусалим на праздник Пасхи, по пути сюда он был в Галатии – в городе Пессинулте, заходил в область Каппадокию в Сирии и останавливался в Антиохии. После этого уже, наконец, Петр прибыл в Иерусалим. Здесь посетил его святой Апостол Павел, уже по прошествии трех лет от обращения ко Христу. Павел за тем и приходит в Иерусалим, чтобы видеться с Апостолом Петром, и пробыл у него 15 дней (Тала. 1, 18). Это была первая встреча первоверховных Апостолов. После праздника Пасхи Петр опять вернулся в Антиохию. Поставив там епископа, он направился снова к Мраморному морю. По пути туда он посетил город Синноду в Фригийской области. Потом опять был в Никомидии, на берегу Мраморного моря. В Никомидии Апостол Петр рукоположил епископа и направился отсюда на юго-запад к Архипелагу. По дороге он заходил в город Клиоп, куда поставил епископом Корнилия сотника. Наконец, Петр снова возвратился в Иерусалим. Так святой Апостол Петр обходил всю Малую Азию, Палестину и Сирию и везде проповедовал Слово Божие и рукополагал по городам епископов. По прибытии Апостола Петра в Иерусалим явился ему в видении Господь и сказал: «Встань, Петр, и иди на запад, – нужно и западу просветиться твоею проповедью. Я буду с тобою». Апостол Петр рассказал верующим бывшее ему явление Господа, простился с ними и опять отправился в Антиохию посетить тамошние церкви. В Антиохии Петр опять встретился с Апостолом Павлом. Павел обличил Апостола Петра за то, что он стал делать неправильные уступки христианам из иудеев и начал чуждаться общения с христианами из язычников (Гал. 2, 11 и далее). Обходя церкви Сирии, Петр в это время, вероятно, посетил верующих в Вавилоне. Отсюда он пишет свое первое соборное послание рассеянным по разным странам верующим, преимущественно из иудеев. В этом послании Апостол благодарит Бога за твердость верующих, дает им христианские наставления, приспособленные к различным состояниям в Церкви и гражданском обществе, и возбуждает к дальнейшим подвигам подвигами Христа. Одним из главных побуждений к написанию послания был дошедший до Апостола Петра слух о том соблазне и о тех сомнениях, которые были произведены между верующими спором двух верховных Апостолов в Антиохии. (См. Начерт. ц. библ. Ист. Митрополита Филарета, стр. 454. Ист. ц. Апостольск. Протоиерея А. Горского, стр. 539–541. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. Митрополита Амвросия, ч. 2, стр. 89. Руководство к изъяснению чт. Апостольских посланий и Апокалипсиса. А. Иванова, стр. 22–26). Это послание было как бы прощальным приветствием и наставлением верующим Азии: Апостол, быть может, предчувствовал, что уже не вернется больше к ним. Вручив послание для передачи верующим бывшему в Вавилоне Силуану (1 Петр. 5, 12), сам Петр, исполняя повеление Божие, направил путь свой на запад. По дороге он посетил христиан в городах Тарсе, Ликии, Ефесе и Смирне, и рукоположил для этих городов епископов. Потом, переплыв из Азии в Европу, святой Апостол прибыл в Македонию и поставил епископов в города – Филиппы, Солунь, Коринф и Патры. Отсюда Петр переплыл на остров Сицилию. Пробыв немного времени в городе Тавромении, у здешнего епископа Панкратия, Апостол Петр, наконец, переправился в Италию и прибыл в Рим. Здесь он каждый день проповедовал и в народных собраниях, и на городских площадях, и в домах, – и многих обратил ко Христу и крестил.