Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц - стр. 23
Наступили тяжелые, печальные дни для Апостолов. Все они были в унынии. Но вот, на утро третьего дня, Мария Магдалина с другими благочестивыми женами, взяли благовония, пошли ко Гробу Господню (Мрк. 16, 1–4). С ужасом увидала Мария, что камень отвален от дверей гроба, что и самый гроб пуст. Она поспешила к Петру и Иоанну и с горестью рассказала им, что кто-то унес Тело Господа из гроба и неизвестно, где положил (Иоан. 20, 1–2). Между тем, прочие жены вошли внутрь пещеры. Они, действительно, не нашли Тела Христова и не знали, что и подумать. Но внезапно предстали перед ними два Ангела, которые сказали им, что Христос воскрес из мертвых, и велели сообщить об этом Апостолам (Лк. 23, 1-17; Мф. 28, 3–7; Мрк. 16, 5–7). Но не поверили ученики Христовы этой вести – пустой и ложной она им показалась (Лк. 24, 9, 11). Однако любопытство пробудило в Петре и Иоанне желание посмотреть, что случилось в Гробе Господнем. Петр, увидев гроб пустым и только одни пелены лежащие, ушел назад, дивясь виденному – он все еще не верил и сомневался (Ин. 20, 3, 6–7; Лк. 24, 12). Но Иоанн вошел в самый гроб. Любящее сердце его стремилось вперед, – в нем еще светились искры надежды. Он увидел, и всем своим любящим сердцем уверовал, что воскрес Христос (Ин. 20, 8).
Через несколько дней Иоанн с Петром были на берегу Тивериадского озера. Воскресший Господь явился им здесь под образом незнакомца. Но ничто не могло обмануть глаза нежной любви Иоанна. Он тотчас узнал Господа и сказал Петру: «Это – Господь». Во время обеда, последовавшего за этой встречей, Петр имел случай засвидетельствовать свою веру с любовью и узнать свое будущее. Из сочувствия и привязанности к Иоанну, Петр хотел тоже знать и его будущее, но получил от Божественного Учителя такой ответ: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока не прийду, что тебе до того?» Господь как бы так сказал Петру: «Ты занимайся исполнением возложенных на тебя поручений, а что к тебе может прибавиться, если бы ты узнал, что Я не хочу подвергать его мучительной смерти до того самого времени, в которое Мне угодно будет взять его из этого мира, т. е. до его кончины». Из слов Христа ученики, однако, заключили, что Иоанн не умрет, но скромный и беспристрастный к себе друг Христов торжественно и в слух всего мира объявил в своем Евангелии, что слова Господа не содержат такого значения (Ин. 21, 1-24).
По сошествии Святого Духа на Апостолов, святой Иоанн вместе с Апостолом Петром принимал деятельное участие в устройстве церкви Иерусалимской. Сгорая одной любовью к своему Божественному Учителю, они хотели вместе покорить Его спасительному учению всю Иудею. Они вместе проповедовали и творили чудеса (Деян. 3, 1–4, 1); они вместе подвергались опасностям и вместе разделяли узы темничные (Деян. 4, 1–3, 4-21; 5, 17–14); они вместе посланы были Апостолами в Самарию для возложения рук на новообращенных (Деян. 8, 14–17). Как велика была деятельность святого Иоанна в Иерусалиме, можно судить уже по тому, что он у верующих получил имя «столба Церкви» (Гал. 2, 9). В Иерусалиме Иоанн пребывал, по свидетельству предания, до самой смерти Богоматери. Когда святое тело Пресвятой Богородицы несено было ко гробу, он шел впереди, держа в руках ту райскую ветвь, которую принес Богоматери Архангел Гавриил, возвещая Ей о скором преселении с земли на небо. После преславного Успения Богородицы ничто более не удерживало Иоанна в Иерусалиме, и он, взяв с собой ученика своего Прохора, удалился из Иерусалима и отправился в Малую Азию проповедовать учение Христово.