Размер шрифта
-
+

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц - стр. 18

По прошествии многих лет со времени кончины святого Андрея, святые мощи его, по повелению Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием в Константинополь и положены, вместе с мощами святого Евангелиста Луки и святого Апостола Тимофея, в храме во имя святых Апостолов, внутри священного жертвенника. Во время Пятого Крестового похода, когда крестоносцы овладели Константинополем, папский легат Петр, с дозволения папы Иннокентия III, перенес мощи Апостола Андрея в Италию, в свой родной город Амальфу. Они были принесены сюда с великим торжеством 8 мая, и этот день свято празднуется там и до настоящего времени. Но святая глава Апостола оставалась в Ахаии, у владетелей Морейских. Последний из них, Фома, брат Греческого императора, отец великой княгини Софии, супруги русского великого князя Иоанна III, перенес честную главу Апостола в Рим, где она находится в наше время в храме святого Петра. Кисть правой руки святого Андрея, со сложенными тремя перстами, находится у нас в Москве, в Успенском соборе. Ее принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от Вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Патриарх Всероссийский Иоаким обличал ею раскольников в их неправильном сложении креста. Не так давно патриарх Иерусалимский Афанасий, через архиепископа Иерофея, впоследствии патриарха Антиохийского, прислал в дар Св. Синоду часть от мощей святого

Андрея из Иерусалима. Эта часть мощей теперь хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате.

Святой Апостол Иаков Зеведеев

Святой Апостол Иаков был сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, старший брат святого Иоанна Богослова. Вместе с младшим братом Иаков помогал отцу в его промысле. Во время занятия рыбной ловлей они оба были призваны Господом. Это было вскоре после выступления Его на проповедь. Проходя около озера Галилейского, Христос увидел рыбаков, занимающихся своим делом. В лодке одного из них, Симона-Петра, Господь совершил чудо: в закинутые сети попалось необыкновенное множество рыбы, тогда как целую ночь перед этим рыбаки понапрасну трудились. После этого Господь велел Петру и Андрею следовать за Ним. Увидев неподалеку других двух братьев, Иакова и Иоанна, в лодке вместе с Зеведеем, отцом их, призвал и их обоих. Они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, тотчас же пошли за Христом (Лк. 5, 1-11; Мрк. 1, 16; Мф. 4, 18–22). С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа. Оба они были причтены к лику 12 Апостолов. При избрании в число Апостолов Иаков и Иоанн, как более всех проникнутые пламенной ревностью, получили от Господа наименование «Воанергес», что значит – «сыны грома» (Мрк. 3, 17). Святые братья с пламенной ревностью любили Господа. Эта ревность однажды особенно резко обнаружилась, так что вызвала даже упрек со стороны Господа. Господь шел в Иерусалим на праздник кущей. Прямой, ближайший путь лежал через Самарию. Но в первом же самарянском селении не хотели принять Христа. Ревностная любовь Иакова и Иоанна к Учителю своему не вынесла такого оскорбления Его, как они думали. «Господи! – воскликнули они. – Хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как это сделал и Илия?..» Но Господь с упреком остановил их, дав им понять, что в них вместе с ревностью говорит и оскорбленное самолюбие (Лк. 9, 51–56). Вместе с Симоном-Петром, Иаков и Иоанн были избраннейшими учениками Господа. Им троим Христос, преимущественно перед другими Апостолами, открывал Свои Божественные тайны. Так, когда восхотел Он явить славу Своего Божества на Фаворе, взял с Собой только Петра, Иакова и Иоанна (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28–36; Мрк. 9, 2-13). Они же трое присутствовали в саду Гефсиманском, когда Господь, в душевных страданиях, изливался в молитве к Богу Отцу (Мрк. 14, 32–42; Мф. 26, 36–46). Эта близость Иакова и Иоанна к Господу, вероятно, побудила (По объяснению св. Иоанна Златоуста Толк. Ев. Архим. Михаила. Т. I, стр. 383). их обратиться с нескромной просьбой к Господу, чтобы Он дал сесть по Его правую и левую руку в Царствии Его. Господь объяснил им нескромность их просьбы и неясное понимание тайн Царствия Божия, но вместе с тем предсказал им, что они будут пить Его чашу, т. е. претерпевать бедствия и страдания за Имя Его (Мрк. 10, 35–55; Мф. 20, 20–28). Предсказания Господа потом и исполнились с точностью на обоих братьях.

Страница 18