Живой колос - стр. 5
Третья ступень к небу – борьба с нечистотою внутри себя, отвоевывание благородства духа и чистоты души и тела. Родившись в христианстве и присоединившись к святой Православной Церкви, мы должны быть чисты. Чтобы избавиться от греха и сделаться сынами света, нужны пост, молитва и подвиги, нужно распинать страсти плотские[3] и сопротивляться всякому злу. Путем постоянной борьбы дойдешь до такого состояния, когда душа будет чувствовать к греху отвращение, когда оздоровленная совесть, как голос Божий, будет тотчас отражать какие бы то ни было прикосновения ко греху, а к добродетели душа восчувствует сердечное расположение.
Итак, четвертая и последняя ступень на небо, в Царство Небесное – неуклонное следование по пути добродетели, по пути исполнения заповедей Божиих. Только безумец может отказаться от исполнения заповедей Божиих, в которых святость и блаженство, жизнь и премудрость. «Наша жизнь есть непрестанное испытание посредством житейских обстоятельств и столкновений с людьми – насколько мы преклонны душой и сердцем вере, надежде и любви к Богу, Творцу своему, и любви к ближнему и насколько склонны ко греху и различным житейским плотским страстям, или к послушанию диаволу, действующему через страсти плотские и прелести мира». Испытывая так людей. Бог допускает диаволу действовать злокозненно, чтобы больше в бесконечность проявилось долготерпение и чтобы тем ярче просияли подвиги и доблести людей, преданных Богу; для нераскаянных же (каков и Лев Толстой) долготерпение Божие послужит для умножения наказания. И вот, из уст любвеобильного пастыря выливается пламенная молитва за всю современную нам Россию: «Господи, спаси народ русский, Церковь Православную в России – погибающую: всюду разврат, всюду неверие, богохульство, безначалие… Господи, все в Твоих руках. Ты – Вседержитель!»
Первое и основное требование закона Христова – любовь к Богу. Нужно любить Бога, потому что в Нем бездна жизни, святости и света; все Его дела и вся природа прославляют непрестанно совершенства своего Творца – благого, премудрого, бесконечно разумного; особенно громко говорит о совершенствах Творца душа человеческая, созданная по образу и подобию Божию. Любовь к Богу требуется мыслью о постоянном помышлении Божием о человеке – и падшем, и искупленном. «Тебе, человек, каждый день, час, минуту Господь, Творец твари, всячески угождает: солнышко тебе светит, ласкает тебя и тихим светом месяца ясного, и воздухом живительным… Так тебе Бог всем угождает к твоему бытию и благобытию, наслаждению! Не обязан ли и ты Ему угождать для твоего же блага – жить по совести и закону Божию?» Наконец, заповедь о любви к Богу есть основная заповедь закона, потому что Сам «Господь возлюбил нас беспредельной любовью, сшед с небес и человеком став для нас».