Живое слово. Библия про наши радости и беды - стр. 31
Исаию нужно прочитать, полюбить. Из всех ветхозаветных пророков он наиболее цитируемый в Новом Завете. Повторю еще раз мысль блаженного Иеронима, что это ветхозаветный евангелист. Достаточно пока того, что мы возбудим любовь в наших сердцах к желанию читать эту книгу.
Книга пророка Иеремии
Ветхозаветная Кассандра. Толкование слова «зиндан». Чем замечательна таинственная книга «Плач Иеремии»
Иеремия жил через сто лет после Исаии. Исаия был политиком, вельможей, советовал царям, пророчествовал обо всех народах, находящихся вокруг: Моав, Амон, Тир, Сидон, Ассирия, Сирия, Египет, Эфиопия и Аравия. Исаия всех этих стран касался пророчествами, всего обозримого для Израиля мира. Он говорил, что одни будут наказаны, другие возвеличатся, третьи четвертых смирят, пятые исчезнут, шестым будет горе, а седьмые избегнут наказания. Например, про Эфиопию он говорил, что у них дела обстоят благополучно. Вот Египту конец, Моаву и Амону плохо будет, а Эфиопии ничего не грозит. О Вавилоне Исаия говорил, когда еще никто не знал Вавилон: «Поднимется вавилонский царь и накажет всех. Накажет Ассирию, которая сейчас наказывает нас». То есть он говорил как политик, видящий будущее.
Политика, по Аристотелю, это все, что окружает нас, кроме природы. Вот птицы – это не политика, и дерево в сквере – не политика. А все остальное, вплоть до платка на голове девушки, до мобильного телефона в кармане юноши – политика. Политика – всё, что окружает нас, кроме облаков, летящих по небу, и птиц в небе, и деревьев, растущих ввысь, – всё политика, кроме природы. Когда говорят: давайте не будем о политике, говорят неправду. О политике не говорить нельзя, так как это все, что нас окружает. Все сложносочиненное человеческое, общественно-социальное, межгосударственное – это все есть области политики, поэтому о ней нужно говорить. Исаия тоже о политике говорил.
Иеремия жил сто с лишним лет спустя, в эпоху вавилонской угрозы. Трудно представить себе более несчастного человека, чем Иеремия. Это своего рода библейская Кассандра. Он, пророчествуя, возвещает то, что будет, но ему никто не верит. Он ясно видит, что будет, и говорит об этом. Но ему никто не верит. Потом пророчество сбывается, и его обвиняют в том, что он накликал беду. Это путь Иеремии, своего рода крестный путь пророка.
Иеремия в церковной традиции называется плачевным пророком. Он постоянно плачет: о грехах народа, о разрушенном городе, о страдающих людях. Когда Господь Иисус Христос спрашивал учеников: «За кого Меня считают люди?» – они отвечали, называя имена пророков, и в числе пророков был Иеремия: «Ови убо Иоанна Крестителя, инии же Илию, друзии же Иеремию или единого от пророков». То есть Иеремия был одним из тех людей, кем считали Господа Иисуса Христа. Думали, что, может быть, Иеремия воскрес. Плачевные нотки в проповеди Христа преобладали над нотками торжественно-радостными.