Живи и жить давай другим. Афоризмы о народе и власти - стр. 14
Подобно тому как тень не может родиться и держаться сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной.
У кого много пороков, у того много и повелителей.
Унижать других гораздо худший вид гордыни, чем превозносить себя не по заслугам.
Итальянский поэт; всемирно известен благодаря своей любовной лирике. Имя её главной героини – Лауры – стало олицетворением возлюбленной. Поэзия Петрарки оказала сильнейшее влияние на развитие европейской литературы.
Никколо ди Бернардо Макиавелли
1469–1527
Война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать и подвергать опале.
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Добрые советы, кто бы их ни давал, родятся из мудрости государей, а не мудрость государей родится из добрых советов.
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
Люди так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить.
Мы должны раз и навсегда отвергнуть взгляд, будто дела мира управляются судьбой и Богом и что люди, с их умом, ничего изменить в этом не могут.
Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно – требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает.
Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско.
С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю.
Следует заранее примириться с тем, что всякое решение сомнительно, ибо это в порядке вещей, что, избегнув одной неприятности, попадешь в другую.
Следует остерегаться злоупотреблять милосердием.