Живая вера сердца - стр. 17
Дух Святый – Сокровище всех благ или духовного богатства. Посмотрите, каким чудным богатством исполнены были души, в коих обитал Дух Божий, каким светом ведения, каким благоуханием добродетелей! Душа человека праведного бывает пребогатою духовною сокровищницею, например апостолов Павла, Петра, Иоанна, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Лк 6, 45). Вот где истинное сокровище. Оно совсем не то, которым дорожит свет.
Что для животных тел и растений – воздух, то для духовных существ, для Ангелов и человеков, – Дух Святый; потому и Господь сказал: Дух, идеже хощет, дышет, и глас (дыхание) Его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (Ин 3, 8). Потому веруй, что душа твоя дышит Духом Святым, знай своего Благодетеля, своего Живота и благоговей пред Ним ежедневно и чти Его любовью и добрыми делами. Бегай смрадного диавольского дыхания, грехов и страстей, особенно вражды, нестроения, гордости, неверия. Говори в себе чаще: «Душа моя дышит Духом Святым, буди убо от мене вечно слава Духу Святому купно со Отцом и Сыном».
Духом Святым молящеся (Иуд 1, 20). Дух Святой для души – воздух; Иисус Христос – пища животворящая, что, впрочем, нераздельно: и Дух, и Сын; как воздух и пища одинаково необходимы и одно с другим нераздельны, так Дух Святой и Сын нераздельны Сами в Себе и в действиях Своих в нас; а Бог Отец чрез Сына и Святого Духа действует начально и благоволительно как Их Начало и Вина.
Верь сердечно, что к чему ни прикоснется Дух Божий животворящий, с Отцом и Сыном споклоняемый и сславимый, Он все может оживить и одухотворить (одушевить землю, пшеницу, хлеб, древо, камень). Так он творит из хлеба и вина самое Пречистое Тело и самую Пречистую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, выну во Отце и Духе сущего. Как Дух есть прост, несложен, всесовершен, то Он, как мысль, единым мгновением, и быстрее того, вселяется в человека или во что ему благоугодно, и нет столь малой вещи или атома, который был бы слишком мал для Него: для Него и бесконечно великое, и бесконечно малое в творении – равно ничтожно.
Дух Святый называется Утешителем по существу Своему, которое есть мир, радость и блаженство бесконечное, и по действию Своему на души верующих, которых Он утешает, как мать, в их добродетелях, в их страданиях, скорбях и болезнях, в их подвигах за веру; называется еще Утешителем в противоположность злому духу уныния, который часто приражается к душам нашим. Всякое явление имеет причину. Так, сотворив какое-либо доброе дело, вы радуетесь, находите утешение в душе своей. Отчего? Оттого, что в вас Дух Утешитель,