Размер шрифта
-
+

Живая цифра - стр. 15

мы видим достаточно темную и насыщенную по цветам фотографию. Светлые области красного, зеленого и желтого цветов варьируются по светлоте в диапазонах 40–55L, 40–50L и 60–80L соответственно. Для красного и зеленого цветов это примерно «родная» зона максимально насыщенного цвета, для желтого – чуть темнее. Несмотря на высокую степень насыщенности цветов, на первый взгляд изображение не вызывает явного отторжения.

Однако если мы снизим общую насыщенность фотографии примерно на 30 % (например, задав значение Saturation -30 в инструменте Hue/Saturation), то сразу увидим значительно больше вариаций всех основных цветов (илл. 4.4).


Илл. 4.4


Особенно хорошо это заметно по красному цвету, в котором теперь видно значительно больше деталей. На первый взгляд может показаться, что фотография стала менее интересной по цвету, не такой выразительной, как в исходном варианте. Но достаточно опытный зритель, по всей вероятности, с этим не согласится. Скорее первый вариант ему покажется более кричащим. Причем дело здесь не только в степени насыщения и детализации цветов, но и в их большей близости друг к другу, то есть в большей гармоничности. Об этом мы подробно поговорим в следующих главах.

Для того чтобы убедиться в сказанном, проведем визуальный эксперимент. Для начала закройте рукой илл. 4.4 и выдержите паузу около 1 минуты. Это необходимо, чтобы вы забыли нюансы цвета, которые наблюдали при рассматривании этой картинки. Теперь откройте страницу с илл. 4.3 и посмотрите на нее в течение 3–5 секунд. Затем перелистните страницу и посмотрите на илл. 4.4.

Когда мы быстро переводим взгляд с первой картинки на вторую, то сходу вторая кажется невыразительной. Однако в течение 20–30 секунд разглядывания мы привыкаем к этим цветам, и они перестают казаться такими уж скучными.

А теперь снова посмотрите на первую фотографию (илл. 4.3). Наверняка у вас возникло чувство дисгармонии от перенасыщенных цветов (их еще называют «кислотными») и потери цветовой детализации, хотя поначалу неприятных цветовых ощущений могло и не быть.

Все познается в сравнении. Если показывать эти две картинки отдельно, то большинство зрителей они, скорее всего, устроят. Но именно в сравнении становится очевидно, что приглушенные цвета не только имеют право на жизнь, но и зачастую могут оказаться выразительнее высоконасыщенных (хотя могут и не оказаться). Опытный и искушенный зритель почувствует потенциальную разницу, просто глядя на изображение, ему не потребуется одномоментного сравнения различных вариантов. Однако фотографам, которые еще вырабатывают свои подходы к работе с цветом, этот нехитрый прием может быть весьма полезен.

Страница 15