Размер шрифта
-
+

Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пророк, Предтеча и Креститель Господень - стр. 6

Около 1480 года на р. Яхроме, преподобному Козьме является на дереве икона Успения Богоматери; он слышит от нее глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь. Поступив в Киево-Печерскую обитель, он потом, следуя воле Богоматери, идет с явившеюся ему иконой на р. Яхрому и сооружает храм в честь Успения Богоматери. Явившаяся преподобному икона, ознаменованная чудесами, существует доныне (Февраль 18).

В 1480 году двинулся на Россию Татарский хан Ахмат. Великий князь Иоанн III решился дать отпор ему в открытой битве. Русские войска стали против полчищ Татарских: их разделяла только река Угра, которую Русские называли «поясом Богоматери», охраняющим пределы наши. Две недели Татары и Русские смотрели друг на друга через эту реку. Иоанн медлил вступить в битву. Наступили морозы; Угра покрылась льдом. Иоанн велел отступать своим войскам. И воины оробели. Думая, что Иоанн страшится битвы, они не отступали, а бежали от неприятеля, который мог на них ударить с тылу. Но совершилось чудо: Татары, видя левый берег Угры оставленным Русскими, вообразили, что их манят в засаду. Объятый странным ужасом, хан спешил удалиться, не сделав России никакого зла. Летописцы славят милость Божью и говорят: «да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию». По этому случаю был установлен крестный ход в Сретенский монастырь, 23 Июня. Великий князь Иоанн III выразил свое почитание к Богоматери построением в честь Ее Успения величественного храма, в котором с тех пор и доныне венчаются на царство Русские самодержцы.

Иго татарское было свергнуто Россией. Но окруженная с юго-восточных границ ордами Монгольскими, Россия часто подвергалась их нападениям. В 1521 году, предводимые Крымским ханом Махмет-Гиреем, Крымские и Ногайские Татары, в соединении с Казанскими, двинулись к Московским пределам с такой поспешностью, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод Русских, враги предали огню все селения от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жителей, продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыню храмов Божиих. Июля 29 дня, Махмет, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, стоял уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей со своими семействами и имуществом. Улицы заперлись обозами; пришельцы и граждане, жены, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Все предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит Варлаам усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец, по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум, и вместе с тем увидел церковные двери отверстыми, и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшейся со своего места. От иконы слышан был глас: «выйду из града с Российскими святителями», – и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось как-бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. При вести о нашествии врагов, вознося вместе с другими усердную молитву об избавлении от надлежащей скорби, вдруг услышала она как-бы великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она обрелась как-бы вне ограды, и отверзлись вместе очи ее мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идет сонм святителей и других свято-лепных мужей, в священных одеждах; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святителей Петра, Алексия, Иону, митрополитов Московских, и других. И вот в то время как это шествие выходило из ворот кремлевских, навстречу ему от торга ильинского устремился великий угодник Сергий, с другой стороны – преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их: «зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов»? Святители отвечали со слезами: «много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собой чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот попустил Бог прийти варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу». Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божье, – и начали обще с ними петь молебен, произнося молитву Пречистой Богородице, и по совершении отпуста, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения еще два года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для нее, и вместе с тем с радостью увидела, что опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: Крымский хан отступил от Москвы, не сделав ей никакого вреда и удовольствовавшись только обязательством платить ему дань по прежнему уставу. Летописцы повествуют, что Татары хотели выжечь Московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их донесения: но и эти видели то же. Наконец и доверенный вельможа то же засвидетельствовал, говоря: «хан, зачем ты медлишь? на нас идет бесчисленное войско из Москвы». И побежали. Это видение, устрашившее врагов, было следствием заступления Божьей Матери, неоднократно уже в прежние времена спасавшей столицу Русского православного царства он неприятельских нападений.

Страница 6