Жития святых. Ветхозаветные праотцы - стр. 47
Хотя сын соизволял принесению себя в жертву Богу, однако Авраам связал его, чтобы закалаемый, устрашившись, не начал защищаться руками, затем положил его на жертвенник и протянул руку свою, чтобы взять нож и заколоть сына. Господь Бог, взирая на сие с Неба, удержал руку его чрез Своего Ангела, говоря: Аврааме, Аврааме, не возложи руки твоея на отрочища и ничтоже дей ему! Ныне боразумех, яко боишися ты Бога, и не пощадел ecu сына своего любимаго Мене ради (Быт. 22, 12). Здесь Златоуст от лица Божия говорит Аврааму: «Не сие Я повелел, чтобы совершилось дело, и не желаю Я, чтобы отрок твой [был] убит, но хочу, чтобы твое послушание было явлено всем. Посему не причиняй ему ничего. Мне достаточно твоего соизволения, и за это одно Я тебя венчаю и прославляю» (Беседа 47-я на книгу Бытия).
Говоря это, Бог показал ему овна, который запутался рогами в терновнике, и повелел его принести в жертву вместо сына Исаака. Авраам так и сделал и дал имя тому месту: Господь виде (Быт. 22,14), ибо на этом месте наиболее милостиво призрел Господь на него, освободив его от детоубийства, а сына избавив от смерти. И был вторично там глагол Господень к Аврааму, который говорил: Понеже сотворил ecu сие и не пощадел ecu сына своего любимаго Мене ради, темже благословляя благословлю тя и умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя и яко песок вскрай моря, и приимет семя твое грады супостатов, и благословятся в семени твоем ecu языцы земные, яко послушал ecu гласа Моего (Быт. 22, 16-18).
Авраам возвратился с Исааком к своим рабам, лобызая любимое свое чадо, по благоутробию Божию от смерти сохраненное живым. Встав, они отошли к Клятвенному колодезю, у которого обитали, на едину от гор высоку (Быт. 22,2). Гора, на которой Бог повелел Аврааму принести в жертву сына, была названа Мориа, что значит «горесть». Есть иное толкование этого имени. Горестью же она названа потому, что на ней росло много горьких на вкус растений Мерры. На ней потом был создан Иерусалим. Гора эта разделяется на три холма, каждый из которых носит свое особое имя. Первый холм Сион, то есть смотрилище, так назвали потому, что с него можно далеко видеть; другой – Мориа; третий же холм – Голгофа, то есть Лобное место, ибо там лоб Адама после потопа старшим сыном Ноя Симом был погребен, о чем мы сказали прежде, когда излагали события в десятом столетии первого тысячелетия. Все эти три холма одним именем называются – Сион или Мориа, но иногда и каждый своим именем. На Сионе потом был создан дом и град Давидов; на горе Мориа – церковь Соломона; на Голгофе же был распят Христос. Эта треххолмная гора образует как бы полукруг, в котором под горою расположился город – нижний Иерусалим; однако холм Голгофа остается вне Иерусалима.