Размер шрифта
-
+

Жития святых. Ветхозаветные праотцы - стр. 31

(Иов. 19, 25-27).

Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им бояться не телесных страданий и лишения благ земных, а меча Господня, гнева Вседержителя, Который есть отмститель неправды.

– Знайте, что есть Суд (см.: Иов. 19, 29), – вещает он[10] в наставление нам. – Суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла (см.: Иов. 28, 28).

Иов, после дней благоденствия испытав потерю имущества, детей и лютую болезнь, а затем снова и в сугубой степени (см.: Иов. 42, 10) получив от Бога утраченное, служит прообразом Христа Спасителя, Себя умалившего до приятия позорной крестной смерти и за это превознесенного от Бога Отца (ср.: Флп. 2, 7-9), восприявшего как венец за Искупительный подвиг по человечеству ту славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (см.: Ин. 17, 6). Священномученик Зинон, епископ Веронский, живший в IV веке, находит еще другие – частнейшие черты сходства между прообразом и образом. «Иов, по моему мнению, – говорит святой отец, – был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен – Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности, потому что о Нем предречено было: вот придет день... взойдет Солнце правды (Мал. 4, 1, 2). Иов был истинен Господь наш есть подлинная, совершенная истина: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Иов был богат, – но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, Которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженного Давида: Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23,1). Иов три раза был искушаем диаволом (лишением имения, погибелью детей и болезнью); подобным образом, по свидетельству евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (см.: Мф. 4, 1-11). Иов, лишенный всего своего имения, обнищал – Господь наш, по любви к нам, снисшедши на землю и оставив Небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом – дети Господа нашего, пророки, были побиты безумным фарисейским народом (см.: Лк. 13, 34; Деян. 7, 52). Иов поражен был язвами – Господь наш, приняв на Себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. На Иова нападали друзья его – на Господа нашего преимущественно пред всеми восставали первосвященники и книжники, которые должны были бы особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города – Господь наш, приняв на Себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые и предали Его позорной смерти вне города. Иов непобедимым своим терпением опять приобрел и здоровье, и богатство – Господь наш, победив смерть Своим воскресением, даровал верующим в Него не здоровье только, но и бессмертие и получил от Бога Отца власть и господство над всем, как сам Он засвидетельствовал:

Страница 31