Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том XII. Декабрь - стр. 19
Молитвами их да получим и мы в день суда помилование от единого, щедрого и милостивого Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Безначальным Его Отцом и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущим, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцом увенча подвигоположник Христос Бог наш, Его же моли спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благо мудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Тем же и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.
Память 2 декабря
Память святого пророка Аввакума
Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами[42], родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Вифзахир.
Самое имя Аввакум[43], данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твердо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.
Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии[44]. По свидетельству Священного Писания[45], в народе иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края[46]. По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.
Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен ассирийцами, раскаялся и обратился к истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:
– Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии – и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный!