Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VIII. Август

1

Лука Хрисоверг – патриарх Константинопольский с 1156 по 1169 г.

2

Мануил Комнин – император греческий с 1143 по 1180 г.

3

Константин II, митрополит Киевский, прибыл в Киев из Греции в 1167 г.; упоминается в летописи еще под 1169 г.

4

Нестор – шестой епископ Ростовской епархии, упоминается летописью под 1149 г.; в 1156 г. Нестор, оклеветанный пред митрополитом своими домашними, подпал запрещению; в 1157 г. он оправдался пред митрополитом, но в том же году из-за споров о посте в среду и пяток изгнан был с кафедры Андреем Боголюбским.

5

Святой праведный Андрей Боголюбский – сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха; родился, вероятно, в 1111 г. По достижении совершеннолетия Андрей Боголюбский получил «для кормления» город Владимир-на-Клязьме, и с этого времени начинается его деятельность по устроению обширного и почти незаселенного края Северо-Восточной Руси, в который начался приток поселенцев с юга. Он принимал участие и в ратных предприятиях своего отца на Юге России, оказывая мужество и храбрость, хотя, по выражению летописца, и «не величав был на ратный чин», но вообще он не любил Южной Руси и поэтому в 1155 г. тайно ушел от отца, взяв с собою из Вышгорода (близ Киева), где жил, чудотворную икону Божией Матери, ставшую впоследствии славною святынею Северной Руси. Летописец так объясняет этот уход Андрея Боголюбского: «Князь… смущашеся о нестроении братии своея, и братанников, и сродников, и всего племени своего, яко всегда в мятении и волнении вси бяху и мнози крови лияше, – скорбяше о сем… и восхоте ити на великокняжение в Суздаль и Ростов, яко там, рече, спокойне есть». «Когда Андрей Боголюбский, покинувший юг, был уже на берегах Клязьмы, – говорит описатель его жития, – кони, везшие чудотворную икону Богоматери, вдруг остановились и не могли сдвинуть с места колесницы. Благоверный князь Андрей счел это за тайное извещение Божие, совершил здесь молебствие пред чудотворной иконой и дал обет соорудить тут церковь. Настала ночь, и князь решил переночевать. Он долго молился – и вот во время сна явилась ему Пресвятая Дева с хартией в руке и сказала: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя рождества Моего и устрой обитель инокам». Восстав от сна, князь повелел написать икону Божией Матери в том виде, как Она явилась ему с хартией в руке. Впоследствии он построил церковь и основал монастырь на месте явления, который доселе существует и называется Боголюбским… Андрей вскоре же построил тут и город и прозвал его как место, избранное Самим Богом – Боголюбовым». Отсюда и наименование князя Андрея Боголюбским. В 1157 г. умер отец Андрея Боголюбского, и он, как «старейший» сын, был избран ростовцами и суздальцами и посажен на отеческом великокняжеском «столе» в Ростове; но Андрей не остался здесь и избрал себе столицею любимый Владимир. Наступил расцвет его деятельности. Он принимал и устроял переселенцев, оберегая их от монголов, болгар и от раннейших поселенцев, заботился об объединении разноплеменного населения Северо-Восточной Руси и о просвещении её светом христианства; строил города и храмы; с особенным великолепием отстраивал он свою новую столицу— Владимир-на-Клязьме. Во Владимире он воздвиг такой храм, «каких, по словам летописца, никогда не бывало на Руси и никогда не будет». Эта созидательная деятельность дала Андрею Боголюбскому право заявить на собрании князей и бояр во Владимире в 1162 году: «Я Белую Русь городами и селами застроил и многолюдную учинил». И современники дивились его деятельности: «Мужество и ум в нем жили, – говорит современник-летописец, – правда и истина в нем ходили; вторым мудрым Соломоном был он». Св. Андрей Боголюбский был убит 30 июня 1175 г. – Местное почитание его во Владимире началось тотчас по его кончине, но потом прекратилось и снова возобновилось в 1702 г., когда были открыты его мощи.

6

Сарацины – мусульмане.

7

Ясных указаний на праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери по случаю победы над сарацинами императора Мануила нет ни у греческих историков, ни в богослужебных греческих книгах. Но в истории императора Мануила, ведшего немало войн с разными народами, находятся случаи, которые должны были возбуждать царя к особенному благодарению Бога за успешное окончание войны и избавление от опасностей. Здесь обращает на себя внимание жестокая война у царя Мануила с турецким султаном или сарацинами. Сам царь начальствовал над войском, неоднократно подвергаясь чрезвычайным опасностям. Правда, победа досталась врагу, но само спасение царя поистине было чудом милости Божией. Это было в сентябре, поход же, конечно, начался ранее, в августе. После этой войны у греков были два удачных сражения с сарацинами, и одно из них – под предводительством самого царя. Эти события, в соединении с известием из России о помощи Божией в войне против болгар, и могли расположить царя Мануила к установлению Спасу общего христианского праздника, начало которому уже было положено в Царьграде освящением воды 1 августа. Но службы Спасу в греческих памятниках агиологии не найдено доселе.

8

Святой Константин равноапостольный – память его 21 мая.

9

Становясь на строго определенную историческую почву, должно заметить, что первого августа Православною Церковью совершаются два торжества, различных по своему происхождению: 1) происхождение Честного и Животворящего Креста Господня и 2) празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В греческом Часослове, изданном в 1897 г., так объясняется происхождение первого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе великой церкви (т. е. св. Софии). С настоящего дня и далее до Успения Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (продос) Честного Креста». 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты. «Этот обычай в соединении с другим обычаем Константинополя – освящать в придворной константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца (исключая январь, когда освящение совершается 6 числа, и сентябрь, когда оно совершалось 14 числа) и послужил основанием праздника в честь Святого и Животворящего Креста и торжественного освящения воды на источниках, которое совершается 1 августа». Уже в IX в. существовал этот обычай изношения Честного Древа из царских палат в церковь св. Софии пред 1 августа; канон же на предпразднство Креста, 31 июля, написанный для настоящего случая (Канон начинается словами: «Крест предгрядый божественный…») приписывается Георгию, еп. Амастридскому, жившему в VIII в. и дважды бывшему в Царьграде. В «Обряднике» императора Константина Порфирородного (912–959 гг.) находятся подробные правила, когда выносить Крест из палаты пред 1 августа, смотря по тому, на какой день недели падает это число. В России до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Кресту, которая появляется в XIV–XV вв. с введением Иерусалимского устава. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено в Греции и России около 1168 г. в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143–1180 гг. с сарацинами) и князя русского Андрея Боголюбского с болгарами в 1164 г.

10

Иерусалим – главный город древней Палестины.

11

1 мая.

12

21 июля.

13

Антиох IV Епифан, царь Сирийский со 176 по 164 г. до Р. X., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2 Мак. 5:21; 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу – Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т. е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2 Мак. 6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1 Мак. 1:11–15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так, Менелай убил Онию (2 Мак. 4:23–50). Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1 Мак. 1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1 Мак. 1:41; 2 Мак. 5:24). 15 кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2 Мак. 6:2; 1 Мак. 1:54), и 25 кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было установлено было поклонение Зевсу Ксению (2 Мак. 6:2). Но многие оставались преданными своей вере, невзирая на ужасные пытки (1 Мак. 52:64; 2 Мак. 6:7). Во главе верных стал священник Маттафия. В Модине, близ Иоппии, он убил сирийского начальника пред языческим жертвенником, и началось вооруженное восстание иудеев. Антиох решил подавить его военною силою; нужда в деньгах заставила его разделить свое войско на две части; с одною половиною он отправился сам в восточные провинции для сбора подати (2 Мак. 8:10; 1 Мак. 3:34), а другую часть отдал под начальство Лисания, который был наголову разбит Иудой Маккавеем, а иудеи овладели храмом. 25 кислева 165 г., через три года после совершения первого языческого жертвоприношения, храм с большою торжественностью был очищен и освящен, причем было постановлено ежегодно совершать празднество в воспоминание славного дня (1 Мак. 4:59), получившего название «Праздник Обновления» (Ин. 10:22). Между тем Антиох имел мало успеха на Востоке; он пытался было ограбить богатый храм Нанеи в Елимаиде, но был прогнан жителями и умер в 164 г. в Табе вслед за получением неприятных известий из Иудеи (1 Мак. 6:4). В Ветхом Завете Антиох изображается противником Господа, Его народа и Завета (1 Мак. 1:10), в Новом – как прообраз антихриста (Откр. 13:5).

14

Эллинский – греческий.

15

Т. е. гонение и мучение иудеев.

16

Кончина святых мучеников относится к 166 г. до Р. X.

17

Римский император Диоклетиан царствовал с 284 до 305 г.

18

Памфилией называлась римская провинция, расположенная на юге Малоазийского полуострова, по берегу Средиземного моря.

19

Артемида, или Диана, дочь Зевса и Латоны, почиталась греками как девственная богиня, покровительница дев и жен, а также как богиня луны. Особенным почитанием эта богиня пользовалась в Ефесе, где ей устроен был великолепный храм и куда стекалось на поклонение ей множество народа со всех мест Римской империи. В почитании богини сосредоточивались разные языческие суеверия – и совершалось в честь ее много безнравственных церемоний и обрядов.

20

Год кончины сих святых мучеников неизвестен.

21

Память его совершается Церковью еще 27 декабря; под этим числом см. житие его в Минеи Четии за декабрь.

22

Гамалиил – знаменитый законоучитель еврейский, занимавший высокое место в иерусалимском Синедрионе, уважаемый всем народом, так что его называли «славою закона». Предание говорит, что он, вместе с сыном Авивом, крещен апостолом Петром и апостолом Иоанном.

23

Мера расстояния, равна приблизительно 690 нашим саженям.

24

Константин Великий – римский император, сын Констанция Хлора, правителя западной части Римской империи, и Елены; родился в 274 г. По смерти отца войско провозгласило его императором, и он благодаря этому сделался обладателем Галлии и Испании. После продолжительной борьбы с начальниками других областей римского государства, Лицинием и Максентием, Константин объявил себя в 324 г. независимым правителем и объединил под своею властию всю империю. Константин Великий замечателен своею деятельностью на пользу Церкви Христовой; за эту именно деятельность история называет его Великим, а Церковь – равноапостольным. Поворот к христианству в законодательной деятельности Константина Великого начинается с манифеста 313 г. о веротерпимости, изданном в Медиолане за подписью его и Лициния: в этом манифесте, между прочим, разрешался свободный переход в христианство всякому желающему. Вскоре появились указы об освобождении клириков от всех личных повинностей и Церкви от податей; закон 321 г. разрешал делать вклады в христианскую Церковь; в следующем году запрещено было насильственно привлекать христиан на языческие празднества. Сделавшись единодержавным, Константин Великий уничтожил указы и постановления прежних императоров, изданные против христиан; он возвратил права, имущество и свободу всем, лишившимся их в прежнее время за исповедание христианства. Особым указом им было предписано посвящать Богу воскресный и другие праздничные дни; во время праздников закрывались зрелища и суды. В Церкви Константин Великий старался поддерживать мир и согласие; для прекращения арианских смут им был созван I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Не желая пребывать в Риме, где язычество было особенно сильно, Константин Великий перенес столицу в Византий; здесь он уничтожил идолов и украсил город христианскими храмами. В 337 г. он принял крещение, после которого вскоре умер на 65 году жизни. В V в. Церковь причислила Константина к лику святых. Память его празднуется 21 мая.

25

Это обретение мощей совершилось в 415 г.

26

Бани эти основаны Константином Великим, продолжены его сыном Констанцием и окончены в 427 г. Феодосием Младшим. Ныне они называются Теукур-Хамам и находятся на 4 холме.

27

В 1200 г. в этом храме был наш русский паломник Антоний; он видел в нем лоб первомученика, избитый камнями и сшитый.

28

Блаженный Василий родился в первые годы княжения Иоанна III Васильевича, великого князя Московского (1462–1505 гг.) в подмосковном тогда селе Елохове, где ныне находятся Елоховская и Басманная улицы. 16 лет от роду он принял на себя подвиг юродства и подвизался в нем 72 года. Известность он приобрел в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного, которому стал известен через митрополита Макария (1543–1564 гг.), весьма чтившего блаженного.

29

Тело блаженного Василия было похоронено близ церкви Святой Троицы на Рву, где в 1554 г. Иоанн Грозный приказал строить в память покорения Казани Покровский собор, известный более под именем храма св. Василия Блаженного. В 1586 г. мощи блаженного Василия стали источать много исцеления, и в том же году, по повелению царя Феодора Иоанновича, над местом погребения блаженного был построен храм во имя его (нынешний Васильевский придел Покровского собора), сооружена серебряная, вызолоченная, украшенная жемчугом и драгоценными камнями рака и установлено праздновать память его 2 августа. Мощи блаженного до настоящего времени почивают в этом храме под спудом.

30

Феодосий Великий – император византийский с 379 по 395 г.

31

Во втором гвардейском полку, которые тогда назывались схолариями.

32

Дочерей.

33

О богоугодной жизни и великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там.

34

Прп. Исаакий умер в 383 г.

35

По другим, более достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом Нектарием (381–397 гг.), а не Аттиком (408–425 гг.).

36

А затем, по принятии пищи, 43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. – Св. патриарх Прокл (434–446 гг.), еще при жизни прп. Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому.

37

Еретики несториане утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, через наитие Святого Духа, стал Христом, т. е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена на III Вселенском Соборе.

38

Узнав, что православию на Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря, хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в общих молитвах об избавлении от землетрясения.

39

Время кончины его с точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле, патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90 лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следовательно, после 434 г. и, вероятно, ок. 440 г.

40

О жизни его не сохранилось подробностей.

41

Лимонарь (от греч. «λειμών» – луг, пажить) – очень распространенное агиографическое сочинение Иоанна Мосха, греческого инока (ум. 622 г.). Путешествуя по монастырям Палестины, Сирии, Египта, Кипра, Константинополя и Рима, Мосх собрал массу повествований о жизни христианских подвижников, собрал также много их изречений и нравоучений; все эти сведения он и изложил в своем «Лимонаре». – Известны русские переводы «Лимонаря»: 1) Филарета, архиепископа Черниговского «Луг духовный» (М., 1848, 1850, 1853) и 2) безымянного издателя: «Луг, сиречь цветник» (М., 1859).

42

Лавра – с греч. яз. «часть города», «переулок» – собственно, ряд келий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келье, собираясь для богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте, и затем в Палестине. В настоящее время у нас имя лавры употребляется исключительно в смысле почетного названия.

43

Т. е. отец.

44

Св. Афанасий, архиепископ Александрийский – ревностный деятель на защиту православия против еретиков-ариан, много потерпевший от них и скончавшийся в 373 г. От св. Афанасия остались сочинения догматические, по истолкованию Священного Писания и нравоучительные. Память его 18 января.

45

Декий – император римский с 249 по 251 г.

46

Карфаген – город на северном берегу Африки, давший свое имя основанному им великому западно-финикийскому государству, долго бывшему соперником Рима, пока оно в 146 г. до Р. X. не сделалось провинцией Рима.

47

Ефес – главный город Иконии в Малой Азии близ устья Каистра, средоточие всей торговли Передней Азии в древности. Славился храмом Артемиды-Дианы.

48

Константин Великий – римский император, сын Констанция Хлора, правителя западной части Римской империи, и Елены, родился в 274 г. По смерти отца войско провозгласило его императором, и он благодаря этому сделался обладателем Галлии и Испании. После продолжительной борьбы с начальниками других областей римского государства, Лицинием и Максентием, Константин объявил себя в 324 г. независимым правителем и объединил под своею властию всю империю. Константин Великий замечателен своею деятельностью на пользу Церкви Христовой; за эту именно деятельность история называет его Великим, а Церковь – равноапостольным. Поворот к христианству в законодательной деятельности Константина Великого начинается с манифеста 313 г. о веротерпимости, изданном в Медиолане за подписью его и Лициния: в этом манифесте, между прочим, разрешался свободный переход в христианство всякому желающему. Вскоре появились указы об освобождении клириков от всех личных повинностей и Церкви от податей; закон 321 г. разрешал делать вклады в христианскую Церковь; в следующем году запрещено было насильственно привлекать христиан на языческие празднества. Сделавшись единодержавным, Константин Великий уничтожил указы и постановления прежних императоров, изданные против христиан; он возвратил права, имущество и свободу всем, лишившимся их в прежнее время за исповедание христианства. Особым указом им было предписано посвящать Богу воскресный и другие праздничные дни; во время праздников закрывались зрелища и суды. В Церкви Константин Великий старался поддерживать мир и согласие; для прекращения арианских смут им был созван I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Не желая пребывать в Риме, где язычество было особенно сильно, Константин Великий перенес столицу в Византий; здесь он уничтожил идолов и украсил город христианскими храмами. В 337 г. он принял крещение, после которого вскоре умер на 65 году жизни. В V в. Церковь причислила Константина к лику святых. Память его 21 мая.

49

Феодосий II – император византийский с 408 по 450 г.

50

По другим, более достоверным известиям, описываемое событие было при предшественнике Стефана, св. Мемноне, память которого 16 декабря.

51

Эта чудесная история имеет весьма сильные, неопровержимые доказательства своей достоверности: современник – описатель этого события, св. Иоанн Колов (ум. ок. 422 г. или в 1 пол. V в.) говорит о сем событии в житии Паисия Великого (19 июня); сирский писатель, православный епископ Саругенский (в Месопотамии) Иаков оставил описание этого события; оно в переводе было известно Григорию Турскому (ум. 594). Сирийцы-марониты, в VII в. отделившиеся от Православной Церкви, в своей службе чтут святых отроков; они находятся в эфиопском календаре и древних римских мартирологах.; история их была известна Магомету и многим арабским писателям. Пещера отроков до сих пор показывается близ Ефеса в ребрах горы Приона. Последнее известие о мощах их относится к XII в., когда их видел наш паломник по святым местам игумен Даниил. Дальнейшая судьба честных мощей неизвестна.

52

См. ниже житие св. Фавия, примеч. 2.

53

Св. Понтиан – папа Римский с 230 по 235 г.

54

См. житие его под настоящим числом.

55

Так называется Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, Христос Спаситель. Наименование это взято из Евангелия Иоанна (Ин. 1:1-14). – Почему же Сын Божий именуется Словом? а) по сравнению Его рождения с происхождением нашего человеческого слова: как наше слово бесстрастно, невидимо, духовно рождается от нашего ума или мысли, так и Сын Божий бесстрастно и духовно рождается от Отца; б) как в нашем слове открывается или выражается наша мысль, так и Сын Божий по существу и совершенством Своим есть точнейшее отображение Бога Отца и потому называется «сиянием славы» Его и образом (отпечатлением) ипостаси Его» (Евр. 1:3); в) как мы через слово сообщаем другим свои мысли, так Бог, многократно глаголавший людям через пророков, наконец, глаголал через Сына (Евр. 1:2), Который для сего воплотился и так полно открыл волю Отца Своего, что видевший Сына видел Отца (Ин. 14:9).

56

Император римский с 249 по 251 г.

57

Близ нынешней Ниццы.

58

Валериан – император римский с 253 по 259 г.

59

В пятом веке Валериан, епископ Кимельский (около 460 г.) в речах своих возбуждает слушателей к подражанию мученику Понтию и говорит о мощах его, украшенных усердием христиан. Впоследствии, без сомнения, когда Кимела была опустошена лангобардами и жители ее переселились в Ниццу, сюда были перенесены мощи св. мученика Понтия.

60

Юлиан Отступник, племянник Константина Великого, сын его брата Юлия Констанция, родился в 331 г. В 345 г. с братом Галлом он был сослан в Каппадокию Констанцием, где под строгим надзором провел шесть лет. В 351 г. он покинул место ссылки и пробыл несколько лет в Никомидии, где увлекался изучением философии; в 355 г. был назначен Констанцием начальником войск в Галлии; здесь он умел привлечь любовь войска, которое в 361 г. и провозгласило его императором. Изучение философии под руководством учителя-язычника, раздоры среди христиан вследствие арианских волнений, ненависть к Констанцию возбудили в Юлиане ненависть и к религии своего притеснителя – христианству. Он задался целью восстановить язычество и уничтожить христианство. Но все его попытки в этом направлении потерпели полнейшую неудачу. Юлиан умер в 363 г. в походе против персов; последними его словами было обращение ко Христу, в котором он сознал свое бессилие в борьбе с христианством: «Ты, – сказал умирающий Юлиан, – победил меня, Галилеянин!»

61

Святой Евсигний усечен мечом в 362 г.

62

Рим – главный город римского государства, находится в средней Италии, расположен по обоим берегам реки Тибр, при впадении последней в море, По древнему сказанию, он был основан Ромулом (ум. в 707 г. до Р. X.) на холме Палатинском в 753 г., потом распространился на шести соседних холмах, отчего и называется «семихолмным»; указание на эти семь холмов Рима находится и в Апокалипсисе (Откр. 17:9). В начале своей истории Рим представлял собою только группы хижин, сделанных из глины и покрытых камышом, но затем стал обогащаться вследствие удачных войн с соседними народами: сабинянами, вольсками, латинянами, галлами, этрусками, которые в 273 г. до Р. X. все были объединены под властию Рима. Тогда римляне начали подчинять себе народы, жившие вне Италии, и скоро Карфаген, Македония, Греция, Собор (325 г.). При императоре Феодосии Великом, воспретившем указом 392 г. языческое богослужение, Римская империя окончательно разделилась на Восточную и Западную (395 г.). Первая пала под ударами турок в 1453 г. при Магомете II, а вторая, в состав которой входили Италия, Африка, Британия и Испания – в 475 г.; в 476 г., после отречения от престола последнего римского императора Ромула Августа, над Италией воцарился предводитель герулов Одоакр.

63

Максимиан I – император римский с 235 по 238 г.

64

В 236 г.

65

Гордиан III – император римский с 238 по 244 г.

66

Филипп Аравитянин – император римский с 244 по 249 г.

67

Житие его помещается под настоящим числом.

68

Откр. 12.

69

Декий – император римский с 249 по 251 г.

70

В 250 г.

71

«Синаксарь» – слово греческое («Συναξάριον»), происходит от «σύναξις» – собрание (верующих в церковь для празднования) и значит «Книга праздников», в дальнейшем – собрание исторических сведений о празднике или святом.

72

Город северной Палестины, лежавший у подошвы горы Ермона. Обстроен сыном Ирода Великого тетрархом Филиппом; он украсил город и назвал его Кесарией в честь римского кесаря Тиверия; в отличие от Кесарии Палестинской, или Стратоновой – город именуется Кесарией Филипповой.

73

Галилейская область на севере Палестины, или Галилея (от еврейского слова «галил» – область, округ) составляла во дни Христа Спасителя третью область Палестины, и делилась на северную – верхнюю, языческую, и на южную – нижнюю. Галилея занимает видное место в мировой истории, как родина и место проповеди Господа Иисуса. Галилея имела около 120 верст от востока к западу и 40 верст от севера к югу. На севере она соприкасалась с Сирией и горами Ливанскими, на западе с Финикией, на юге с Самарией, а на востоке границею ее была река Иордан… По родине Христа Спасителя городу Назарету, детству, юности и преимущественно там проповеди Его, Галилея была колыбелью христианской веры. А притчи Иисуса Христа – все это образы, воспроизводящие богатство и красоты природы и нравы жизни Галилейской. Небо, земля, море, хлебные поля, сады, цветы, виноградники, травы лугов, рыбы и птицы – все служило там Спасителю основой и образом дивных поучений Его Божественной проповеди.

74

Фавор – уединенная гора в семи верстах от Назарета, имеющая около 500 сажен высоты. Здесь Барак собрал свое войско против Сисары (Суд. 4:6) и у подошвы ее разбил врагов (Суд. 6:33). Здесь преобразился Господь наш Иисус Христос (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28). Это славное предназначение Фавора провидел Давид: «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуются» (Пс. 88:13). Этим Псалмопевец означил всю землю обетования, потому что это горы земли Обетованной.

75

Киево-Печерский монастырь основан преподобным Антонием при великом князе Изяславе (1054–1068 гг.).

76

Пострижение в иночество с древних времен совершается Святой Православной Церковью по особому чину над избирающими путь подвижнической жизни и всецелого предания себя Богу в молитве и покаянии. Решившемуся вступить на этот путь предлагается вопрос о том, по свободному ли произволению он избирает его, затем он обязан произнести три обета: девства, целомудрия и нищеты, после чего происходит, во имя Святой Троицы, крестообразное пострижение его власов и возложение на него одежд монашеских. Новопостриженному даются в руки распятие и возожженная свеча.

77

Прп. Феодосий, ближайший сподвижник прп. Антония, был впоследствии и игуменом Киево-Печерского монастыря. При нем особенно возрос и увеличился последний, и духовная подвижническая жизнь иноков просияла, как светильник, поставленный на возвышенном месте.

78

Ключарь церковный, которому поручено хранение церковного имущества и на котором лежит обязанность наблюдения за исполнением устава церковного богослужения.

79

Число сорок имеет важное символическое значение. Оно означает переход от одного состояния к другому, обновление, перемену. По истечении сорока дней после рождения младенец вносится в церковь для посвящения его Богу. В сороковой день после кончины, по верованию Святой Православной Церкви, душа почившего христианина возносится на поклонение Богу. Так и при пострижении в монашество сорок дней новопостриженный должен особенно пребывать в подвиге молитвы, так как он как бы рожден для новой жизни, а для земного и преходящего как бы умер. Это же означала и зажженная свеча, данная ангелами преподобному Пимену и горевшая сорок дней и ночей.

80

Мощи преподобного Антония (ум. 1073 г.) почивают под спудом в той пещере, где он подвизался (в так называемых Ближних пещерах).

81

Схима есть одеяние высшей степени монашеской, которая называется великим ангельским образом. При пострижении в схиму возлагаются на монаха и некоторые особенные одежды, а именно: куколь и аналав. Куколь есть одеяние, обнимающее голову и плечи со всех сторон: он имеет верх несколько остроконечный и украшается пятью крестами, вышитыми из шнуров красного цвета; кресты эти расположены: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Аналав есть четвероугольный плат со шнурками, пришитыми по углам. Он, опускаясь сверху, от шеи, на шнурках и разделяясь на стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь крестообразно на груди и раменах, теми же шнурками обвивает и стягивает одежду. И куколь, и аналав имеют духовное значение.

82

11 февраля 1110 г.

83

Фиваида – область знаменитого в древности города Фивы; этим же именем назывался, по имени главного города, и вообще весь Верхний (Южный) Египет. Область изобиловала иноческими пустынями.

84

Эфиопия – страна к югу от Египта, Нубия и Абиссиния.

85

90 лет от рождения, около 390 г.

86

В Месопотамии.

87

На восточном берегу Евфрата.

88

С двумя учениками.

89

В пределах Кирра в Сирии.

90

Юлиан Отступник, племянник Константина Великого, сын его брата Юлия Констанция, родился в 331 г. В 345 г. вместе с братом Галлом был сослан в Каппадокию Констанцием, где под строгим надзором провел шесть лет. В 351 г. он покинул место ссылки и провел несколько лет в Никомидии, где увлекался изучением философии; в 355 г. был назначен Констанцием начальником войск в Галлии, где он сумел привлечь любовь войска, которое в 361 г. и провозгласило его императором. Изучение философии под руководством учителя язычника, раздоры среди христиан вследствие арианских волнений, ненависть к Констанцию возбудили в Юлиане и ненависть к религии своего притеснителя – христианству. Он задался целью восстановить язычество и уничтожить христианство. Но все его попытки потерпели полнейшую неудачу. Юлиан умер в 363 г. в походе против персов; последние его слова были обращены ко Христу: «Ты победил меня, Галилеянин!»

91

В 363 г., 23 марта.

92

Валериан – император римский с 253 по 259 г.; Галлиен – с 260 по 268 г.

93

Город обстроен Филиппом, сыном Ирода, который и назвал его Кесарией в честь кесаря Тиверия. Стоял у истоков Иордана.

94

Кесария Палестинская называлась в глубокой древности городом или башнею Стратона. Это город был восстановлен Иродом Великим, который назвал его Кесарией в честь императора Августа. Он находился на берегу Средиземного моря. Святой апостол Павел во время своих миссионерских путешествий не раз бывал в нем (Деян. 9:29–30; 18:28; 21:8) и два года пробыл в нем узником (Деян. 23:23; 24:27; 25:4–6). В этом городе жил сотник Корнилий, которого святой апостол Петр обратил ко Христу и крестил (Деян. 10); здесь жил святой апостол Филипп (Деян. 21:8); здесь же умер Агриппа, пораженный ангелом и изъеденный червями (Деян. 12:20–23). В Евангелии Кесария Палестинская не упоминается.

95

В 250 г.

96

От Р. X. 1314 г.

97

Святой Петр жил с 1308 по 1325 г. во Владимире, с 1325–1326 г. в Москве. Память его 21 декабря.

98

Приблизительно на расстоянии шести верст.

99

От Р. X. 1392 г.

100

Крит – наибольший из греческих островов, в восточной части Средиземного моря.

101

Декий – император римский с 249 по 251 г.

102

В 251 г.

103

Иное передается в житии и «Синаксаре» Никодима: там сообщается, что река по имени Тритон остановлена святым Мироном во время наводнения, и он, прошедши посуху по ней, после послал жезл с повелением, чтобы она опять текла. В Крите еще Диодору Сицилийскому была известна река Тритон.

104

Скончался св. Мирон около 350 г.

105

Кизик находится на полуострове Пропонтиды (Мраморного моря) Арктониссе; город этот основан милетцами за пять веков до Рождества Христова.

106

Лев V Армянин – император византийский с 813 по 820 г.

107

Так, в 815 г. он был заточен вместе с другими епископами. На собрании епископов во главе с патриархом у царя-иконоборца св. Емилиан первый из епископов начал говорить смело с Львом Армянином, твердо отстаивая права церкви. На убеждения императора, склонявшего к иконоборчеству, он сказал: «Если этот вопрос, император, есть церковный, как ты сам сказал, то пусть исследуется в церкви, по обычаю. Из древности, из самого начала, церковные вопросы исследуются в церквах, а не в царских палатах». См. житие прп. Никиты под 3 числом апреля месяца.

108

Под Эфиопией разумеют Эфиопию Понтийскую, или Колхиду, нынешнюю Мингрелию и Имеретию.

109

Македония – страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейского моря (Салоникский залив).

110

По греческим Минеям, в стихословии святому Матфию приписывается смерть на кресте. Глава св. Матфия была в Царьграде в храме Святых Апостолов в 1200 г., как свидетельствует наш русских паломник Антоний. Теперь глава и часть мощей показываются в Риме, другая часть в Трире и Павии.

111

Город Александрия находился в Египте на берегу Средиземного моря.

112

Под Божественными силами здесь надо разуметь ангелов.

113

Время кончины святого мученика Антония неизвестно.

114

Лев III Исаврянин – император византийский с 716 по 741 г.

115

Св. Герман – патриарх Константинопольский с 715 по 730 г.

116

Патриарх Константинопольский с 730 по 754 г.

117

Из актов сих мучеников, помещенных в «Деяниях святых», видно: 1) что главное участие в убиении воина, пытавшегося, по воле царя, низвергнуть икону Спасителя с Медных врат, принимала Мария Патрикия из знатного рода; 2) первым помощником Марии в низвержении воина был протоспафарий св. Григорий, и он пострадал мученически за свой подвиг; 3) это событие случилось 19 января; 4) мученика Фоку большая часть памятников называет Фотием. – По кончине своей, 9 августа 730 г., мученики были зарыты в местности Константинополя «Пелагиевы», близ храма св. мч. Феодора. Святые мощи их найдены нетленными, пролежав в земле 139 лет. Обретение их мощей было при патриархе Игнатии, вследствие троекратного откровения, бывшего ему во время сна.

118

Имя Сикста, по другим Ксиста, производят от «ξυστος» – выглаженный, выполированный, или «ξυστον» – копье; другие производят от латинского «sisto» – твердо стоящий, твердо поставленный.

119

Декий – император римский с 249 по 251 г.

120

Рим – столица Римской империи, расположен в средней Италии.

121

Память его 2 августа.

122

Память их 30 июля.

123

Обязанности архидиакона состояли в описываемое время не только в служении церковном, но и в заведовании имуществом церковным, в пособии бедным, в устроении бесприютных.

124

В 258 г. Самое древнейшее свидетельство о мученической кончине св. Сикста и о почитании его, как мученика, находится у св. Киприана в письме к Сукцессу (80-е или 82-е); св. Киприан пострадал через пять с половиной недель после Сикста (14 сентября). Св. Сикст был епископом Римским 11 месяцев слишком, или неполный год. Мощи св. папы Сикста II находятся в церкви его имени в Риме; мощи мучеников Фелициссима и Агапита – в Риме же, в церкви Богоматери Милостивой.

125

Св. Лаврентий скончался мученически в 258 г. Место его погребения было на восточной стороне Рима, в версте от города, на Тибуртинской дороге. На этом месте, по свидетельству Анастасия Библиотекаря, святому был построен императором Константином Великим великолепный храм. Мощи, или вернее часть мощей, св. Лаврентия были положены в церкви его имени в Царьграде при Феодосии Младшем 27 сентября. В настоящее время мощи св. Лаврентия находятся в Риме, в загородной церкви во имя его по Тибуртинской дороге, а глава – в домовой церкви его имени ризничего Квиринальского дворца.

126

Диоклетиан – император римский с 284 по 305 г.

127

Максимиан – император римский, соправитель Диоклетиана с 285 по 305 гг.

128

Гаий был папою от 283 г. по 22 апреля 296 г.

Страница notes