Размер шрифта
-
+

Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VII. Июль

1

Император Карин царствовал с 283 по 284 г.

2

Каин – имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт. 4:1-16). Это событие и имеется в виду в житии.

3

Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г.

4

Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности.

5

Константин VI царствовал с 780 по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 по 802 г.

6

Никифор I царствовал с 802 по 811 г.

7

Память его совершается Святой Церковью 26 сентября и 8 мая.

8

Олимпийская гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии.

9

Память его – 4 ноября.

10

Кончина святого Петра последовала около 865 г.

11

Император Антонин Пий царствовал со 138 по 161 г.

12

Сардиния – один из островов Средиземного моря; ныне входит в состав Итальянского королевства.

13

Даниил – четвертый из так называемых «великих пророков» (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил). Был отведен в плен в Вавилон, в 604 г. до Р. X., по повелению царя Навуходоносора. Здесь прославился своей мудростью и истолкованием снов Навуходоносора. По клеветам завистников был брошен в ров на съедение львам, но силою Божией остался невредимым (Дан. 14:29–42). Это событие и имеется в виду в житии. Память святого пророка Даниила празднуется Святой Церковью 17 декабря.

14

Зевс – верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей.

15

Арей, или Марс – бог войны.

16

Минерва, или Афина – богиня мудрости.

17

Давид – пророк, псалмопевец и знаменитый царь Израильский, живший за одиннадцать веков до рождества Христова; вел успешные войны с соседними народами, значительно расширил границы Израильского царства, заботился об упорядочении внутренней жизни иудеев и благоустроений богослужения. Им написана книга Псалтирь, содержащая 150 (151) псалмов, или кратких религиозно-нравственных молитвословий, выражающих разнообразные чувствования верующего.

18

Имеется в виду знаменитый подвиг Давида в единоборстве его с филистимлянским исполином Голиафом (подробнее об этом см. 1 Цар. 17:32–51).

19

Словом «Эпир» у древних греков первоначально обозначался вообще материк, в противоположность островам; впоследствии именем Эпира греки стали обозначать область, граничившую на севере с Иллирией, на востоке с Фессалией, на юге с Этолией и Акарнанией. Ныне Эпир принадлежит туркам.

20

Необходимо заметить, что проказа, от которой Кириакия была исцелена святым Потитом, – крайне злокачественная болезнь. Она распространена в жарких климатах, особенно в Египте, потом Палестине, Сирии, Аравии, Индии и др.; болезнь выражается в том, что все тело больного покрывается злокачественными опухолями, увеличивающимися с каждым днем; при этом тело больного мертвеет и разрушается. Проказа считается неисцелимою болезнью. Ею, по попущению Божию, страдал ветхозаветный праведник Иов. История его жизни и деятельности изложена в библейской книге его имени. Память его празднуется Святой Церковью 6 мая.

21

Аполлон считался у древних греков прорицателем будущего, богом судьбы, оракулов и поэзии.

22

Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла совершается 29 июня.

23

Кончина св. мученика Потита последовала в половине II в.

24

Влахерны – место в Константинополе на берегу моря у корабельной пристани. Оно получило наименование от некоего известного скифского воеводы, по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии была устроена прекраснейшая церковь во имя Божией Матери.

25

Лев I (Великий) царствовал с 457 по 474 г.

26

Назарет – небольшой город в Галилее, дорогой для христиан по священным воспоминаниям (в этом городе провел Свое детство Господь наш Иисус Христос).

27

Лука – апостол и евангелист, спутник и сотрудник святого апостола Павла. – Память его празднуется Святой Церковью 18 октября и 4 января.

28

Память святого апостола Клеопы совершается 4 января.

29

Память святого первоверховного апостола Петра совершается 29 июня.

30

Память святого апостола и евангелиста Марка совершается 25 апреля и 4 января.

31

Геннадий патриаршествовал с 468 по 471 г.

32

По свидетельству византийского историка Никифора (жил с 1295 по 1360 г.), во Влахернской церкви, в златокованом ковчеге, хранилась не одна одежда Богоматери, но вместе с тем омофор и часть Ее пояса. О том же свидетельствуют и русские паломники. Стефан Новгородец, живший в XIV в., говорит: «Идохом во Влахерну, идеже лежит риза и пояс и скуфья на главе Ея (Божией Матери), а лежит в олтаре на престоле в ковчеге запечатаны». То же подтверждают диакон Александр и диакон Игнатий, жившие в второй половине XIV в. – Влахернский храм сгорел 19 января 1434 г. Ныне виднеются только малые остатки его. Части одежд Богоматери находятся ныне в разных местах: так, есть одна часть в Московском Успенском соборе (эта часть передана сюда князем Василием Голицыным), другая – в Благовещенском храме, приобретенная в XIV в. Дионисием, архиепископом Суздальским; кроме того, часть ризы Богоматери показывается в Латеранском соборе в Риме. Празднование в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах установлено было, как замечено в сказании, во времена императора Льва I, следовательно, в половине V в., но усугублено в 860 г., при патриархе Фотии (857–867 гг.; 877–886 гг.) и императоре Михаиле III (855–867 гг.) по случаю заключения мира с Аскольдом и Диром и отступления русов от Царьграда. Они отступили от Царьграда 25 июня, а 2 июля, во вторник, после торжественной службы во Влахернах, патриарх с императором установили совершать в этот день тожественное празднование в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы; при этом честная риза Богоматери была перенесена из храма, выстроенного императором Маркианом и возобновленного императором Львом I, в так называемую Великую церковь.

33

Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 г.

34

Память его празднуется Святой Церковью 20 января.

35

Память его – 11 января.

36

Память его – 4 марта.

37

Несторианская ересь основана Несторием, епископом Константинопольским, несправедливо учившим, что от Девы Марии родился не Бог, но человек Иисус, в котором человечество соединилось с божеством благодатным образом во время Его земной жизни. Поэтому Матерь Божию он называл Христородицею, а не Богородицею. Ересь Нестория была осуждена на III Вселенском Соборе, созванном в 431 г. в Ефесе.

38

Ефес – малоазийский город, лежавший между Смирною и Милетом. В истории христианской Церкви Ефес известен как место проповеднической деятельности святого апостола Павла в его третье благовестническое путешествие.

39

Кирилл I патриаршествовал с 412 по 444 г.

40

Император Маркиан царствовал с 450 по 457 г.

41

Евтихий, архимандрит Константинопольский, известен как основатель ереси – евтихианской, или монофизитской. В противоположность несторианскому разделению в Лице Иисуса Христа божества и человечества, Евтихий учил, что человеческое естество в Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством и потому в Нем следует признавать только одну природу – Божественную.

42

Халкидон, или Калхедон – первоначально мегарская колония на берегу Пропонтиды (Мраморного моря); впоследствии столица Вифинии, малоазийской провинции.

43

IV Вселенский Собор был в 451 г.

44

Евагрий – антиохийский юрист, автор «Церковной истории», обнимающей время с 431 по 494 г. Жил с 537 по 594 г.

45

Александрия – знаменитый в древности город, основанный Александром Македонским на берегу Средиземного моря, при устье реки Нила. Александрия в древности была первым городом в мире после Рима и служила центром торговли, промышленности и особенно языческой образованности, а в первые века христианства – рассадником христианского просвещения. В настоящее время Александрия принадлежит к числу укрепленнейших портовых городов и важнейших торговых пунктов при Средиземном море.

46

Феодосий незаконно патриаршествовал в течение 20-ти месяцев (с декабря 451 по август 453 г.).

47

Моавитяне обитали в Палестине к востоку от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Название это было усвоено им по имени Моава, сына Лотова, от его старшей дочери (Быт. 19:30–37).

48

Синайская гора находилась в пустынях каменистой Аравии; сюда пришли израильтяне в третий месяц по выходе своем из Египта. Здесь дан был Богом закон, выраженный в 10 заповедях. – В христианскую эпоху на этой горе подвизались многие иноки. В V веке весь пустынный синайский край, несмотря на бедность своей природы, был усеян скитами. Гора Синай в настоящее время называется арабами Джебель-эль-Тур или Тур-Сина.

49

Разумеется Антиохия Сирийская, стоявшая при р. Оронте, верстах в 10-ти от впадения ее в Средиземное море. Она основана была Селевком Никатором за 300 лет до Р. X. Вблизи этого город и подвизался, на Дивной горе, преподобный Симеон Столпник (память его совершается Святой Церковью 24 мая).

50

Ювеналий патриаршествовал с 420 по 458 г.

51

Император Траян царствовал с 98 по 117 г.

52

Каппадокия – малоазийская область.

53

Кончина святого мученика Иакинфа последовала в начале II в.

54

Город на севере Месопотамии, на реке Евфрате.

55

Ересь Нестория состояла в утверждении, что Пресвятая Дева Мария родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось предвечно рожденное от Отца Слово Божие; причем это соединение было только нравственным. Ересь Нестория осуждена на III Вселенском Соборе в Ефесе в 431 г., на котором вопрос о соединении во Христе Иисусе двух естеств был решен следующим образом: «Два естества – божеское и человеческое – соединены во Христе нераздельно и неслиянно».

56

Около 430 г.

57

Названия эпархов носили в Греко-римской империи правители областей.

58

Подпруга – ремень или тесьма для подтягивания седла.

59

Время кончины святых мучеников Мокия и Марка неизвестно.

60

Крит (или Кандия) – наибольший из островов Средиземного моря; находится в восточной части этого моря, к югу от Эгейского моря. Принадлежит ныне Турции.

61

Дамаск – древнейший сирийский город, упоминаемый в Библии уже в истории Авраама (Быт. 14:15); был расположен к северо-востоку от Палестины, в прекрасной и плодородной равнине, находившейся у восточной подошвы Антиливана. – В истории христианской Церкви Дамаск замечателен как место чудесного обращения ко Христу Савла (Деян. 9:1-22). В 634 г. покорен арабами; с 1516 г. присоединен к Турецкой империи.

62

Секретарем.

63

В 680 г.

64

Константин IV Погонат царствовал с 668 по 685 г.

65

Ересь монофелитов состояла в том, что они, хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, но допускали в Нем лишь одну волю.

66

Память его совершается Святой Церковью 21 апреля.

67

Юстиниан II царствовал с 685 по 695 г.

68

Св. Андрею, архиепископу Критскому, принадлежит по 20-ти слов церковно-поучительного характера. Из числа написанных им церковных песнопений самым важным следует считать Великий покаянный канон, который поется по частям на повечериях первой седмицы Великого поста и сполна – на утрене в четверг на пятой неделе.

69

Кончина св. Андрея, архиепископа Критского, последовала в 712 г.

70

Необходимо заметить, что святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, преставилась в пятый день сего месяца; но так как служба ей положена в «Минее» в сей, четвертый, день, а равно также и в «Прологе» читается синаксарь сего дня, то по сей причине и житие ее помещено под четвертым числом месяца июля.

71

Память его – 24 мая.

72

Самуил – знаменитый судья и пророк народа Израильского. – Память его совершается Святой Церковью 20 августа.

73

Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского и первый священный писатель; жил за пятнадцать веков до Рождества Христова, родился в Египте и происходил из колена Левиина. Моисей чудесно вывел евреев из Египта и тем избавил их от тяжкого рабства. На горе Синае он получил 10 заповедей и сподобился видеть славу Божию. Все полученные им от Бога заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа еврейского, он изложил в первых пяти книгах Библии (Пятикнижие Моисеево). – Память св. пророка Моисея празднуется 4 сентября.

74

Дивная гора, на которой подвизался св. Симеон Столпник, находилась вблизи Антиохии Сирийской и Селевкии.

75

Апостол Тимофей – спутник и сотрудник святого апостола Павла. – Память его празднуется Церковью 22 января.

76

Память св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна совершается 23 сентября (его зачатие), 24 июня (рождество), 29 августа (усекновение главы), 24 февраля (первое и второе обретение главы), 25 мая (третье обретение главы) и в другие дни.

77

Кончина св. Марфы последовала в 551 г.

78

Император Диоклетиан управлял Римской империей с 284 г. по 305 г.

79

Город Киринея, или Кирена, находился в древней римской африканской провинции Киренаике и расположен был близ северных берегов Средиземного моря.

80

Ливия – страна в Африке, лежавшая на запад от Египта.

81

Симон Киринейский известен из евангельской истории страданий Спасителя. Когда Иисус Христос во время шествия на Голгофу от изнеможения упал под тяжестью креста, то последний был возложен на Симона, который и донес его к месту распятия (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26).

82

Игемон – правитель области.

83

Под преподобными женами разумеются здесь святые мученицы Лукия и Иероя.

84

Кончина святого священномученика Феодора, по «Деяниям святых», последовала в 310 г.

85

По греческому «Прологу» память святых мучеников совершается в Регии, а не в Пергии. Регия, или Региум, ныне Редонио, находится в Италии на юго-западной оконечности Апеннинского полуострова, у берегов Мессинского пролива.

86

Император Траян царствовал в Римской империи с 98 по 117 г.

87

Память святого мученика Иакинфа празднуется 3 июля.

88

Год кончины святых мучеников Феодота и Феодотии неизвестен, а местом их страданий был город Рим.

89

Здесь разумеется Спасо-Евфимиева обитель, основанная преподобным Евфимием по желанию и на средства суздальского князя Бориса Константиновича около 1352 г. по берегу реки Каменницы, или Камени, близ города Суздаля. Об основании обители рассказывается в житии преподобного Евфимия, помещенном под 1 числом месяца апреля.

90

Церковь эта была освящена около 1352 г., следовательно, со времени ее построения прошло более 150 лет.

91

Эти три камня при основании Преображенского храма преподобный Евфимий собственноручно обтесал и устроил из них место для своего гроба у северных дверей будущего алтаря, вблизи святого жертвенника, где впоследствии и был погребен.

92

Билом называлась в монастырях доска, в которую били для созывания иноков в церковь или в трапезу.

93

Преподобный Евфимий скончался 1 апреля в 1405 г.; следовательно, со дня его кончины до открытия мощей прошло более ста лет.

94

Афанасий – в переводе с греческого значит «бессмертие».

95

Находился в северо-восточной области Малой Азии Понте, на морском берегу, на запад от реки Гисса.

96

Византий – мегарская колония, основанная в 658 г. до Р. X. на европейской стороне Босфора; замечательная по своим удобствам бухта Золотого Рога и господствующее положение на узком проливе, соединяющем Черное море с Мраморным, обеспечивали за ней важное торговое и промышленное значение. Император Константин Великий, оценив выгоды положения Византия, перенес сюда в 330 г. столицу Римской империи, благодаря чему Византий приобрел всемирно-историческое значение; он прервал связь с прошлым и стал называться Константинополем, Новым Римом.

97

См. ниже житие прп. Михаила Малеина, под 12 числом.

98

Афонская гора (Афон, по-гречески «Ayiov Орос;», Святая Гора) – узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), известен как центр иноческой жизни для греческого Востока. Иночество здесь возникло в древнее время, хотя несколько позже, чем в Сирии и Палестине. Для Русской Церкви почти с самого появления на Руси христианства и по XVII век Афон имел большое значение: здесь постригся отец русского монашества, прп. Антоний; здесь, в больших монастырских библиотеках получили наиболее широкое по тому времени религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (например прп. Нил Сорский, ум. 1508 г.). Здесь находились специальные переводчики и переписчики, снабжавшие отсюда православную Русь переводными рукописными произведениями церковно-назидательного характера. Как одно из наиболее чтимых святых мест православного Востока, Афон ежегодно посещается тысячами богомольцев исключительно мужского пола (женщинам вход в монастырь возбранен) из России, Балканского полуострова и азиатских владений Турции. Почти вся гора, за исключением глубоких ущелий и скал, покрыта богатою растительностью: здесь растут лимонные, апельсиновые и грушевые деревья вперемежку с ореховыми, масличными и каштанами; целые поля усажены многоразличными породами винограда, расположено до двадцати богатых монастырей, несколько скитов и множество (сотни) отдельных келий, – греческих, русских, молдавских, болгарских и др.

99

Вероятно, из Антиохии Писидийской, названной так от области Малой Азии Писидии, где находился этот город.

100

Колхида – страна, находившаяся к югу от Понта Эвксинского (Черного моря) между Кавказом, Иберией и Арменией.

101

Роман II – византийский император с 957 по 963 г.

102

Евнухами назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве хранителей сокровищ, царской казны и в особенности в качестве стражи при опочивальнях царя, цариц и царевен. По большей части евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнуха была весьма почетной.

103

Или Архипелаг.

104

Память его – 12 числа настоящего месяца.

105

Никифор II Фока – византийский император с 963 по 969 г.

106

Поприще – мера расстояния приблизительно в 690 сажен.

107

До времени императора Константина Великого наименование патрициев усвоялось только лицам благородного происхождения, главным образом потомкам сенаторов; патриции, ввиду своего происхождения, пользовались различного рода привилегиями в пользовании общественной землей и в частноправовых отношениях; император же Константин сделал патрициат личным достоинством, даруемым высшим чиновникам и не переходившим по наследству.

108

Солунь, или Фессалоники – город в Македонии.

109

Авва – отец.

110

Лавра (с греч. «Хаира» – «часть города», «переулок») – собственно, ряд келий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков в городе, обнесенный оградою или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келье, собираясь вместе для богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняли строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях. С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте, и потом – в Палестине. В настоящее время имя лавры употребляется у нас исключительно в смысле почетного названия.

111

Крит, или Кандия – наибольший из греческих островов в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря.

112

Литра – мера веса, равняющаяся 72 золотникам.

113

На греческом языке известно пространное жизнеописание св. Афанасия; пространно излагают его житие и «Великие Минеи Четии».

114

Роман II – византийский император с 957 по 963 г.

115

Атталия – город Памфилии, узкой береговой полосы Малой Азии между Ликией и Киликией.

116

Иоанн Цимисхий – византийский император с 969 по 976 г.

117

Т. е. этот инок действовал лицемерно. Ср. Быт. 27:21–23.

118

Ср. Быт. 4:8.

119

Калабрия – низменный полуостров, простиравшийся от Тарента до Япигского мыса. В средние века византийскими писателями название Калабрии было перенесено на западный полуостров Нижней Италии, прежней Бруттии.

120

Амалфия – приморский город у Салернского залива в итальянской провинции Салерно; основан, вероятно, в IV в. Константином Великим.

121

Иберия – Испания.

122

Прп. Феодор Студит еще в юных летах вступил на путь иноческой жизни, подвизаясь в начале под руководством своего дяди, прп. Платона (память его 5 апреля), защитника иконопочитания на VII Вселенском Соборе. Впоследствии прп. Феодор сделался настоятелем Студийского монастыря в Константинополе; монастырь этот под его управлением достиг небывалой высоты. Прп. Феодора дважды высылали из Константинополя за обличение императора Константина Багрянородного, незаконно разведшегося со своею супругою Марией и увеличившего тяжесть своего преступления незаконным браком с Феодотою. По возвращении из ссылки в Студийский монастырь, когда вспыхнуло гонение на святые иконы, прп. Феодор, не обращая внимания на угрозы иконоборцев, открыто совершал крестные ходы. Тогда император Лев Армянин послал его в заточение, где он содержался в сырых и душных темницах, неоднократно подвергаясь жестоким побоям. При Михаиле Косноязычном святой Феодор был возвращен из заточения, но жил недолго, изнуренный заключением. Умер 67 лет в 826 г. 11 ноября (когда и совершается его память). В минуту кончины святого Феодора прп. Иларион Далматский видел сонм ангелов, нисходящих с неба, и слышал голос: «Се, душа Феодора, игумена Студийского, в торжестве восходит горе и ее встречают небесные силы». – Св. Феодор оставил после себя многочисленные сочинения в виде слов, оглашений, писем, канонов, стихир, эпиграмм и жизнеописаний. Наиболее полное издание сочинений прп. Феодора на русском языке предпринято редакцией журнала «Христианское чтение» в качестве приложения к этому журналу за 1907 и следующие годы.

123

Последовавшей в 1000–1001 гг.

124

Память св. Антония Великого совершается 19 января.

125

«Патерик», или «Отечник» – книга отцов или об отцах. Так называются сборники, состоящие из кратких повестей о жизни подвижников или из нравоучительных слов их.

126

Кончина преподобного Сисоя Великого последовала около 429 г.

127

Здесь разумеется император Клавдий II, царствовавший в Риме с 268 по 284 г.

128

В Риме мученически скончались и были погребены святые апостолы Петр и Павел.

129

Тибр – одна из самых значительных рек средней Италии; не ее берегах, недалеко от впадения ее в море, расположена древняя столица Римской империи, город Рим.

130

Саларийская дорога находилась в северо-восточной части города Рима и вела на север Италии.

131

Под пещерою здесь разумеются римские подземные кладбища, называемые катакомбами. Это были вырытые под землею коридоры, в стенах которых сделаны были выемки, куда и полагались тела усопших без гроба и затем заделывались камнями и покрывались мраморными плитами. Для освещения коридоров вешались у гробов лампады и проделывались в потоке отверстия, служившие вместе с тем и для освежения воздуха. Здесь во времена гонений гонимые христиане погребали святых мучеников и сходились сюда для празднования дней их памяти. Сюда же собирались они и для совершения богослужения и особенно таинства Евхаристии, причем мраморные плиты над гробами святых мучеников служили престолами.

132

Трибунами сперва назывались начальники триб, или частей римского населения, а потом этим именем стали называть лиц многих государственных должностей, преимущественно же – начальников войсковых частей, представлявших собою нечто среднее между нашим полковником и ротным командиром. Упоминаемый здесь святой мученик Власт был одним из таких начальников. Императорским он называется, вероятно, потому, что принадлежал к так называемому преторианскому войску, обязанному служить самому императору.

133

Под гробницею в пещере здесь разумеется, вероятно, комната в катакомбах. Обычно римляне погребали умерших в стенах вдоль подземных коридоров, но люди богатые, каким был, надо думать, и названный здесь Понтиан, устраивали иногда в стороне от ходов целые, часто очень обширные, комнаты, где и погребались все члены фамилии. Принявшие христианство богатые люди часто во время гонений погребали в этих фамильных гробницах тела пострадавших за Христа святых мучеников, считая это для себя великою честью и счастьем.

134

Дий, или Зевс, иначе Юпитер, по сказанию греческой мифологии, был сыном младшего титана Сатурна, который царствовал сперва на острове Крите, а потом присвоил себе владычество над всем миром, и сестры его Реи. Сатурн имел от Реи несколько сыновей и дочерей, но проглатывал их тотчас же после рождения, так как его матерью Геей было предсказано ему, что он будет свергнут с трона своими детьми. Из всех детей Сатурна от этой участи был спасен Реей только Зевс, который впоследствии действительно и сверг Сатурна. Зевс почитался греками и римлянами отцом богов и людей, могущественным и грозным властителем неба и всей вселенной, посылающим на землю громы и молнии, и был у них главным божеством. Греческие мифы приписывают ему плотскую связь со многими второстепенными богинями и даже с женами человеческими и усвояют ему, как и другим богам и богиням, различные человеческие страсти и пороки.

135

Меркурий, иначе Ермий, или Гермес – сын Юпитера и сестры его Геры; почитался греками и римлянами вестником богов, исполнителем воли Зевса, посредником между богами и людьми, богом красноречия, а также богом разнообразных открытий, изобретений и ремесел, богом промышленности и торговли, которые будто бы только тогда и доставляют богатство, когда соединяются с хитростью, обманом и даже кражей, – отсюда Гермес был покровителем кражи и обмана, одобрявшим всякого рода ложь и клятвопреступление.

136

Эпархами в Греко-римской империи назывались, собственно, правители областей, но иногда это название носили и начальники городов.

137

Город Остия находился к юго-западу от Рима, у устьев реки Тибра, на берегу Тирренского моря. Здесь была самая большая и самая прочная гавань, построенная императором Клавдием I.

138

Эти советники императора назывались сенаторами, чаще синклитиками. Они были виднейшими царскими сановниками и составляли синклит, т. е. царский совет.

139

Сказание о шестидневном пребывании Даниила во рву львином находится в 14 главе книги пророка, ст. 28–42, а о посещении его пророком Аввакумом рассказывается в житии последнего, помещенном под вторым числом месяца декабря.

140

Теллура, или Теллус – древнеиталийское божество матери земли, призывавшееся в молитвах вместе с Церерой. Как представительница земли, Теллура противопоставлялась Юпитеру, божеству неба. Олицетворяя материнское лоно земли, воспринимающее семена и дающее новую жизнь, Теллура считалась созидательницею всего сущего и предпочтительно пред другими богинями призывалась как мать. Кроме того, Теллура считалась устроительницею миропорядка, подательницею благоденствия и покровительницею браков, подобно греческой Деметре. Как божество земли, Теллура призывалась также при землетрясениях. По случаю наступившего среди битвы землетрясения в 268 г. во время войны с пицентами консул Публий Семпроний дал обет воздвигнуть в честь Теллуры храм, который и был выстроен на западном склоне Эсквилинской горы, но храм в честь Элевсинской триады – Деметры (Теллуры), Диониса и Коры, – был устроен в Риме еще в 486 г. до Рождества Христова по греческому образцу и греческими художниками.

141

Святые мученики Марин, Марфа и сыновья их скончались в 269 г. Мощи их находятся ныне в церкви святого Иоанна Кущника в Риме, а мощи святого Валентина – в церкви Пракседы.

142

Святая мученица Лукия производится здесь из Сицилии по смешению с другою Лукией, память которой празднуется 13 декабря. Сказание о первой в «Месяцеслове» императора Василия начинается так: «Христова мученица Лукия отличалась от Лукии Сицилийской», и прочее.

143

Такой страны в Сицилии нет. Очевидно, страна здесь названа Каппадокийской вместо Кампании, которая находилась на Апеннинском полуострове, к юго-западу от Самниума, на берегах Тирренского моря, между Лацием и Луканией.

144

По «Деяниям святых», это был варварский царь Авцей. В греческих «Прологах», как и в нашем, славянском, он назван Риксом от латинского слова «гех» – царь. Думают, что нарицательное имя «гех» перешло в собственное Рикс.

145

Это был префект города Рима Элий Дионисий. Местом мученической кончины святых Лукии и Рикса был город Рим, как о том говорится в «Деяниях святых».

146

В «Деяниях святых» поименованы следующие святые мученики, усеченные после Лукии и Рикса: Антоний, Ириней, Феодор, Дионисий, Аполлоний, Апомий, Проник, Котей, Орион, Папик, Сатур, Виктор, и девять не поименованы, так что всех, кроме Лукии и Рикса, замучено двадцать один, а в «Синаксаре» Никодима пострадавших с Лукией перечислено 15 лиц и имен, кроме Рикса.

147

Сии святые мученики пострадали в царствование Диоклетиана в 301 г.

148

Фригией называлась римская провинция в Малой Азии. Она граничила на севере с Вифинией, на востоке – с Галатией и Ликаонией, на юге – с Писидией и Карией, а на западе – с Лидией и Мизией.

149

Неолидой, правильнее Эолидой, называлась область в Малой Азии между Ионией и Мизией, граничившая к востоку с Лидией.

150

Город Пергам находился близ берегов Эгейского моря, на реке Каике, в северо-западной малоазиатской провинции Мизии.

151

Город Кимы расположен был на морском берегу в северной части малоазийской провинции Лидии.

152

Святой мученик Коинт страдал в царствование императора Аврелиана (270–275 гг.), а мирная кончина его последовала около 283 г.

153

Мф. 11:30.

154

С точностью неизвестно, где находилась гора Малея, на которой подвизался преподобный Фома и от которой он получил свое прозвище. Одни ищут ее в Пелопоннесе, в Лаконии, где есть мыс Малея, другие разумеют здесь гору Малеон, находившуюся на восточной стороне горы Афона; наконец, некоторые ищут эту гору на острове Лесбосе, где также есть мыс Малея.

155

Гора Кармил лежала в пределах колен Асирова и Манассиина; верхним или северным концом своим она вдавалась в Средиземное море, а южным упиралась в горы самарийские. Эта гора служила местопребыванием пророков Илии и Елисея (3 Цар. 18; 4 Цар. 2:25; 4:25).

156

Время жизни преподобного Фомы Малеина неизвестно с точностью. Полагают, что он жил не позднее X в.

157

Император Диоклетиан управлял восточною половиною Римской империи с 284 по 305 г.

158

Комитами у древних римлян назывались первоначально спутники высшей чиновной особы в провинции, а позднее спутники императоров, составлявшие их приближеннейшую свиту. Со времени Константина Великого (306–337 гг.) это наименование стало титулом всех придворных и государственных чинов, хотя бы они и не принадлежали к императорской свите.

159

Мф. 7:7.

160

Мф. 9:20–22.

161

Фригия – малоазийская область.

162

Откр. 3:18.

163

Ныне Рамзин, на южном рукаве Дуная.

164

Ахитофел – первоначально близкий друг и советник Давида; но во время восстания Авессалома перешел на его сторону и советовал ему тотчас преследовать Давида, чтобы умертвить его; но так как последствием этого совета была гибель Авессалома, то Ахитофел, оставив войско, возвратился в свой отечественный город и здесь удавился (2 Цар. 17:1-20). – Столь же позорно окончил свою жизнь и Иуда Искариотский, предавший Господа иудеям (Мф. 27:3–5).

165

Кончина святого Астиона, а также и Епиктета последовала ок. 290 г.

166

Диоклетиан управлял Римской империей с 284 по 305 г.

167

Кириакия с греческого значит Господня, Господу принадлежащая.

168

Гонение этот началось в 303 г. Возбудил его соправитель Диоклетиана кесарь Галерий, убедивший Диоклетиана издать общий закон против христиан. Закон предписывал разрушать христианский храмы, сжигать книги Священного Писания и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Гонение при Диоклетиане отличалось, во-первых, жестокостью мучений, а во-вторых обилием числа мучеников, умерщвляемых от 10 по 1000 и более зараз в один день.

169

Митиленскою страною называется здесь остров Лесбос, находящийся на Эгейском море близ западного Мизийского берега Малой Азии и от главного города названный впоследствии Митиленой.

170

Никомидия – столица восточной Римской империи, резиденция императора Диоклетиана, великолепный город в области Вифинии, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в северо-восточной части Малой Азии.

171

Вифинией называлась римская провинция в Малой Азии, находившаяся на берегу Мраморного и Черного морей и граничившая на востоке с Пафлагонией, а на юге – с Галатией, Фригией и Мизией.

172

Временем кончины святой мученицы Кириакии, как полагают некоторые, был 303 год, а по мнению преосвященного Филарета она скончалась в 289 году; но, принимая во внимание, что судьей святой Кириакии был Максимиан Галерий и мучения ее происходили в Никомидии, скорее надо думать, что она скончалась в 303 году, в самом начале гонения, воздвигнутого Диоклетианом.

173

Траян царствовал в Римской империи с 98 по 117 г. В 99 г. он возобновил закон, запрещавший тайные общества. А так как у язычников составилось уже мнение о христианах как о людях, принадлежащих к тайному обществу, и так как богослужебные собрания христиан происходили по ночам и тайно, то он воздвиг на них гонение, как на нарушителей упомянутого закона.

174

Город Диррахий, иначе Эпидамн, ныне Дураццо, находился в нынешней Албании на берегу Адриатического моря.

175

Память святого священномученика Астия празднуется 4 июня.

176

Анфипатами в Римской империи назывались начальники областей.

177

Время кончины сих святых мучеников в точности неизвестно.

178

Император Тит царствовал с 79 по 81 г.

179

Веспасиан управлял Римской империей с 70 по 79 г.

180

Адриан царствовал со 117 по 138 г.

181

Диоклетиан правил с 284 по 305 г.

182

Александрия – знаменитый в древности город, основанный императором Александром Македонским (336–323 г. до Р. X.) в Египте, на берегу Средиземного моря; славился в дохристианскую эпоху как центр науки и торговли; с начала IV в. стал одним из важнейших центров христианской жизни и резиденцией патриарха.

183

Город Апамея находился в юго-западной части Сирии, при реке Оронте.

184

Историю обращения Савла, впоследствии великого апостола Павла, можно читать в Деян. 9:1-20. – Память святого апостола Павла совершается 29 июня.

185

Город Скифополь находился в Малой Азии.

186

Еммануил с евр. значит «с нами Бог». Это наименование усвоятся св. пророком Исаией Господу Иисусу Христу (Ис. 7:14).

187

Михаил и Гавриил – архангелы.

188

Агаряне – мусульмане, арабы, называвшиеся так по имени Агари, наложницы Авраама, матери Измаила, от которого и произошло племя арабов.

189

Зевс – верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей.

190

Гера – старшая дочь Кроноса и Реи, одно из главных действующих лиц древнегреческой мифологии. Она считалась супругой Зевса и царицею богов.

191

Аполлон с греч. – «губитель». Этот бог изображался у греков обыкновенно с луком, колчаном и стрелами, как враг и победитель темных сил.

192

Паллада, или Афина, считалась у древних греков богиней-покровительницей браков и семейного благополучия.

193

Эта Кесария находилась у истоков Иордана. Ее следует отличать от другой Кесарии, тоже палестинской, но расположенной на берегу Средиземного моря.

194

Мф. 9:20–22.

195

Дан. 3.

196

Прокопий – с греч. «преуспевающий».

197

Оглашение – изустное наставление в истинах христианской веры, преподававшееся в Древней Церкви всем, желавшим приступить к таинству св. крещения. Имея право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений и даже присутствия при первой и второй частях литургии («проскомидия» и «литургия оглашенных»), оглашенные пред наступление третьей, самой важной части литургии («литургии верных») должны были немедленно выходить из храма, о чем и оповещалось диаконом возгласом и доселе сохранившимся в Православной Церкви при совершении литургии. Срок оглашения был не одинаков; многие пребывали оглашенными в продолжение всей жизни. В случае необходимости срок оглашения сокращался до нескольких дней или даже нескольких часов. – Церковный обряд оглашения и доселе совершается в Православной Церкви; он состоит в прочтении известных молитв над приступающим ко крещению и произнесении заклинания на диавола; при этом приступающий ко крещению отрекается сатаны, сочетавается Христу и исповедует свою веру чтением Символа веры (при крещении младенцев это делается восприемниками).

198

Эрмий Трисмегист – полумифическое лицо древнегреческой истории.

199

Сократ – знаменитейший древнегреческий философ, живший в V веке до Р. X.

200

Асклепиад – знаменитый древнегреческий врач.

201

Остров Крит (или Кандия) находится в центральной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря.

202

Калабрия – дикая гористая страна, находившаяся в юго-западной части Италии.

203

Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие предсказательницы, которые предлагали каждому желающему угадывать будущее и предсказывать судьбу. Деятельность сивилл особенно процветала в VIII и VII вв. до Р. X. – времени сильного культурного подъема Греции. Греческие историки упоминают о сивиллах Эритрейской, Фригийской, Геллеспонтской и др. Более всего сведений имеется о Кумской сивилле, которая, по преданию древних греков, жила тысячу лет и была современницей Тарквиния Гордого (жил за шесть веков до Рождества Христова). Эта именно сивилла и имеется в виду в житии. Согласно древнегреческому преданию, Кумекая сивилла предложила Тарквинию купить ее книги, числом девять. Три из них были куплены царем и помещены в качестве священных книг в Капитолийском храме.

204

См. предыдущее примечание.

205

Житие имеет в виду прорицалище Аполлона, находившееся в Дельфах (этот город находился в юго-западной Фокиде, у подошвы г. Парнас). По сказанию греческой мифологии, Аполлон сам избрал себе Дельфы местом для святилища, предварительно убив обитавшего здесь дракона Пифона. Прорицания здесь делались так называемыми пифиями.

206

Ливия – древнейшее название Африки. Ливия состояла собственно из двух главных частей: Мармарики и Киренаики; в первой, в оазисе Сивах, и был построен упоминаемый в житии оракул (прорицалище) в честь фивского божества Аммона.

207

Додона – древнейшее святилище Зевса, с оракулом и священным дубом. Оно находилось внутри греческой области Фессалии, около города Скотуза. По сказанию древнегреческих писателей, здесь старые женщины истолковывали, как голос мнимого бога, шелест листьев дуба, журчание ручья, вытекавшего из-под дуба и звуки медных сосудов, о которые ударялась колеблемая ветром проволока. Это прорицалище существовало до III в. до Р. X., когда священный дуб был срублен.

208

Город Пергам находился в малоазийской области Мизии, на реках Селинос и Кетейос (ныне Бергама-Чай). Жите имеет в виду находившийся здесь колоссальный жертвенник, сооруженный царем Евменом II (196–157 гг. до Р. X.) и посвященный Зевсу в память победы, одержанной упомянутым императором над галлами. В конце 70-х годов XIX столетия здесь были сделаны германским правительством раскопки, благодаря которым жертвенник был восстановлен. Судя по раскопкам, жертвенник представлял собою обширное квадратное сооружение, каждая сторона которого имела по 30 саженей длины.

209

Аргонавтами, по сказанию древнегреческой мифологии, были мореплаватели, отправившиеся на корабле «Арго» в первое морское плавание по чужим государствам.

210

Вероятно, древнегреческий полководец.

211

Кончина великомученика Прокопия последовала в 303 г.

212

Подробные сведения о сей иконе см. в книге «Слава Богоматери». – М., 1907.

213

Память св. первоверховного апостола Петра совершается 29 июня.

214

Понт – страна, занимавшая в древности северо-восточную часть Малой Азии. Ныне на месте древнего Понта находятся два турецких вилайета (области): Трапезунт и Сивас.

215

Память святого апостола Павла совершается Церковью 29 июня.

216

Сиракузы – одна из первых древнегреческих колоний на восточном берегу острова Сицилии, основанная, по преданию, коринфянами около 753 г. до Р. X.; впоследствии самый большой и богатый город острова.

217

Сицилия – один из больших островов Средиземного моря, составляющий ныне часть Итальянского королевства.

218

Фалькон, Лисипп (или Лисе) и Скамандр – второстепенные божества древнегреческой религии.

219

Кончина св. священномученика Панкратия последовала в конце I в. или в начале II в. Мощи его почивают ныне в Риме, в загородной церкви, построенной в честь св. Панкратия (память коего празднуется в Западной Церкви 12 мая).

220

Император Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.

Страница notes