Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VII. Июль - стр. 13
Император недоумевал, какое бы еще более лютейшее мучение он мог причинить Потиту. И вот, снявши святого со сковороды, он приказал принести длинный железный гвоздь и, раскаливши, вбить его в голову мученика. В то время как исполнялось сие приказание, по Божественной силе произошло то, что мученик, принявший в голову раскаленный гвоздь, оставался живым, здоровым и безболезненным; между тем как те страдания, которые должен был бы ощущать мученик, обрушились на голову императора и последний, сильно разболевшись головою, взывал к мученику, говоря:
– Раб Христов, помилуй меня и избавь от этой болезни! Ныне познаю я силу твоего Бога!
– Пусть исцелят тебя твои боги, – отвечал святой.
Между тем император не переставая умолял мученика о своем исцелении.
– До тех пор, – сказал тогда мученик, – ты не получишь исцеления, пока не придет сюда твоя дочь, которую Христос мой соделал здравою.
Дочь императора была тотчас же призвана. Припав к ногам мученика, она сказала:
– Умоляю тебя, раб Божий, крести меня во имя твоего Всесильного Бога, Которого ты проповедуешь!
Святой приказал немедленно приготовить купель и в присутствии всего народа сам крестил дочь императора, так как тогда трудно было найти священника, ибо по причине гонения священники укрывались. Затем, после крещения царской дочери, мученик, воздев руки свои, совершил молитву к Богу об исцелении императора, и последний тотчас же стал здоровым. Но – о, слепота и безумие идолопоклонническое! – вместо того чтобы познать истинного Бога и Его благодарить, нечестивый император стал воздавать благодарение своим скверным богам, говоря:
– Благодарю вас, бог Аполлон, бог Марс и богиня Минерва за то, что вы исцелили меня!
Тогда святой стал жестоко укорять императора, обличая его, всецело отдавшегося бесовскому обольщению, в безумии и ожесточении. Император же, разъярившись как бесноватый, приказал вырезать у святого язык и выколоть глаза. Но Христов мученик продолжал говорить и после того, как вырезан был у него язык, и прославлял Бога:
– «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих!» (Пс. 33:2). Благословлю вложившего новую песнь в уста мои! «Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня» (Пс. 12:6), в веселии и радости!
В то же время он говорил императору:
– Чего достиг ты, нечестивый, вырезавши язык мой? Ты надеялся с языком отнять слова из уст моих, но вот, ты видишь и слышишь, что я говорю по благодати Христа Бога моего, Который победит тебя, как в древности фараона (Исх. 14:1-32).
Тогда император, видя, что он побежден и посрамлен, был в недоумении, что бы еще сделать с мучеником. Желая избавить себя от укоров со стороны народа, он наконец приказал обезглавить мученика мечом.