Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том VI. Июнь - стр. 35
Житие и страдание святого священномученика Лукиана и дружины его
Вспоминать победы преславных мучеников над диаволом и слугами его и страдальческие деяния подвижников Христовых – значит возвещать славу Христа Бога нашего и проповедовать силу Его, явленную в добрых подвигах мучеников, страдавших во славу пресвятого Его имени. Христос
Сам был победителем во всем, по слову Своему: «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33), и сначала Один за всех боролся с врагом. Святые мученики, после Него страждущие, будучи членами Тела Его (1 Кор. 12:27), восполняют, по слову апостольскому, «недостаток скорбей Христовых» (Кол. 1:24) в плоти своей, и поскольку они, подвизаясь за пресвятое имя Его, умирают непобежденными, постольку в них Христос является победителем, ибо в них Он страдает как в членах тела Своего, в них являет торжество Свое над супостатом и, прославляясь, вместе с Собою прославляет и Свои члены, за Него страдавшие, то есть святых мучеников, которые настолько ближе всех к Нему по славе, насколько были подражателями Его в страданиях. Поэтому подобает и нам славить и ублажать добрых воинов Христовых, учениями которых и примером мужественных подвигов Церковь Христова сияет по всей вселенной; сами же они под алтарем, одетые в белые одежды, собственною их кровью обагренные, Христовою же убеленные почивают в блаженстве (ср. Мф. 5:14).
К лику мученическому принадлежал и святой Лукиан; как только божественная благодать омыла его банею крещения, тогда же можно было в нем видеть, что он будет великим и преславным среди людей. Родители по плоти назвали его Лукием, в честь великого проконсула Лукия, от которого он вел род свой; потом, благодатью Святого Духа и по обычаю святоотеческому, имя его в крещении было переменено на лучшее. Наименованный родителями Лукием, то есть блестящим, с умножением в нем Божиих дарований приобрел он совершеннейшее имя, нарекшись Лукианом, что значит «светлоявленный». Это было указанием, что в свете новой благодати он будет светом миру о Господе (Мф. 5:14). Родом он был римлянин, благородного происхождения, но еще более облагородился вторичным рождением христианским (Ин. 3:3), удостоившись усыновления Вечному Царю. Был он искусен в премудрости, научен греческому и римскому языку, но совершенную премудрость приобрел от учения святого апостола Петра; ибо к нему он прилепился, сделался его учеником, и им был напоен небесною премудростью. Навык он от него также нравам и трудам апостольским: после страдальческой кончины его он посетил многие места Италии, рассевая семена слова Божия.