Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том V. Май - стр. 17
И оставался пророк под надзором во дворе царской стражи во все время осады Иерусалима, до того самого дня, когда он взят был халдеями. Это совершилось в одиннадцатый год царствования Седекии (Иер. 38).
Пробил, наконец, последний час для города, славного оплота Израиля – Иерусалима: число защитников его сократилось настолько, что они уже не могли оборонять городские стены; в городе не оказывалось хлеба; ужас голодной смерти навис над иудейской столицей; объятые страхом, иерусалимляне утрачивали последние останки человеческого чувства; уже не в переносном смысле они «поедали друг друга» – а буквально «кормились плотью сыновей своих и дочерей и ближних своих». Сбылось, таким образом, пророчество Иеремии! (Иер. 19:9 и др.).
В девятый день месяца Таммуза – в четвертый месяц, в девятый день одиннадцатого года царствования Седекии (в июне месяце 589 г. до Р. X.) – халдеи сделали широкий пролом в городской стене и вторглись в Иерусалим (Иер. 39:2). Самого Навуходоносора при этом не было. Он в то время находился в Ривле, в Сирии. Его полководцы, ворвавшись в город, расположили свои палатки в средних воротах, которые находились между Сионом и нижним городом (Иер. 39:1-3). Суровые воины, ожесточенные продолжительностью осады, рассеявшись по городу, не давали пощады никому. Иудеи, истомленные голодом и ужасом – все, кто мог, – предались бегству (4 Цар. 25:2). Седекии царю с окружавшими его телохранителями удалось ночью пробраться через тайный проход, находившийся подле царского сада, в северо-восточной части города, и бежать из столицы. Он хотел скрыться в пустыне Галаадской. Но бегство его скоро было замечено халдеями, и за ним и его спутниками была послана погоня. Беглецы легко были настигнуты на Иерихонской равнине. Воины, бывшие с царем, или разбежались, или были перебиты. Седекия был взят в плен и отведен к Навуходоносору в Ривлу, город сирийский. Туда же отведены были и схваченные в городе первосвященник Сераия и храмовый начальник Цефания, а также евнух, главный начальник войск и семь вельмож, предстоявших лицу царя, и шестьдесят знатных представителей из народа. Победитель произнес свой суд над побежденными: сыновья Седекии и все иерусалимляне, приведенные пред грозные очи восточного повелителя, были заколоты на глазах у несчастного иудейского царя, самому ему потом выкололи глаза, а после того его в медных оковах отправили в Вавилон и там посадили в темничное заключение, где он и умер (Иер. 52, ср. Иер. 39:4-7).
Спустя месяц после захвата халдеями Иерусалима (Иер. 52:12), туда прибыл начальник телохранителей Навуходоносора – Навузардан. Столица царства Иудейского представляла тогда жилище мертвецов: все ворота ее опустели, пути к Сиону обезлюдели, священники изнывали, как в точиле истоптаны были юноши и девы Иуды (Плч. 1:1-15). Но город, стольный город потомков Давида, до того времени чудный и преславный, еще оставался, сохранял свое величие и красоту. Военачальники, покорившие его, не имели полномочий распорядиться его судьбой. Сам владыка халдеев колебался: с одной стороны, он желал иметь в Иудейской земле опорный пункт для себя против враждебных поползновений египетского царя, и Иерусалим, с его крепостною стеной, мог быть полезен; а с другой стороны – не мог он не подозревать и опасности для себя, что всегда коварные и мятежные иудеи воспользуются этим крепким оплотом в своих изменнических видах. Последнее соображение пересилило: Навуходоносор послал Навузардана с поручением разрушить Иерусалим до основания его. Это окончательное, полное разрушение Иерусалима трогательно изобразил святой Иеремия, излив свою великую скорбь в стихах своего «Плача». Гибель святого города глубоко потрясла сердца и детей Израиля – начав свой искренний плач «на реках вавилонских» (Пс. 136), они продолжают его и до наших дней, проводя день, посвящаемый памяти сего события, в посте и без обуви на ногах, без сапог и башмаков, в знак печали.