Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Том II. Февраль - стр. 60
Проговорив это, Феофил воскликнул:
– Блаженны верующие во Христа и страждущие ради имени Его святого, ибо Он есть истинный Бог, и всякий, верующий в Него, поистине премудр!
После таких и подобных им воззваний Феофила некоторые пришли к игемону и сказали ему:
– Советник твой Феофил, доселе ненавидевший христиан и старавшийся погубить их лютою смертью, ныне во всеуслышание хвалит и благословляет имя некоего Иисуса Христа, и многие из слушающих речи его уверовали в этого человека.
Игемон тотчас же велел привести к себе Феофила и спросил его:
– Что говорил ты сейчас во всеуслышание?
Феофил отвечал:
– Я хвалил Христа, Которого прежде, до сего дня, хулил.
Игемон сказал ему на это:
– Удивляюсь тебе, человеку разумному, что ты прославляешь теперь имя того, чтителей которого доселе преследовал.
– Оттого я и уверовал во Христа, как истинного Бога, – отвечал Феофил, – что Он внезапно обратил меня от заблуждения на путь истины и соблаговолил, чтобы я познал Его, Бога истинного.
Тогда игемон сказал:
– Все склонные к любомудрию все более и более преуспевают в премудрости, ты же из мудрого стал внезапно безумным, именуя Богом того, кого иудеи распяли, как это ты слышал и от самих христиан.
На это Феофил отвечал:
– Я слышал, что Христос был распят, и заблуждался, не считая Его Богом и хуля ежедневно. Ныне же я каюсь в прежних своих заблуждениях и хулениях и исповедую Его истинным Богом.
– Где же и когда ты стал христианином, – спросил его игемон, – если ты до самого нынешнего дня приносил жертвы богам?
– В тот самый час, – ответил Феофил, – когда уверовал во Христа и исповедал Его, тогда и стал христианином; и теперь я от всего сердца верую в бессмертного Христа, Сына Божия, проповедую имя Его истинное, имя святое, имя непорочное, имя, в коем не обретается ни лицемерия, ни того заблуждения, какое царствует в идолах.
Тогда игемон сказал:
– Итак, значит, наши боги есть заблуждение?
– Как может не быть лжи в тех идолах, – ответил Феофил, – которых рука человеческая сделала из дерева, выковала из меди и железа и изваяла из олова, на коих гнездятся совы и пауки ткут свои сети, внутри же они полны мышей? И если я теперь говорю неправду, то да буду человеком лживым; ты же сам рассмотри, не истину ли я говорю? А так как я не лгу, то ты и сам скоро согласишься с истиною и отвратишься от лжи. Ибо тебе, как судии, судящему за ложь других, должно и самому обратиться от лжи к истине, Христу Богу.
Тогда игемон сказал:
– Итак, наши боги не живые существа?
– В идолах мы видим подобие человеческое, – ответил на это Феофил, – но они бесчувственны: Бог же есть существо невидимое, живое и Податель всякой жизни. Идолы, если они сделаны из дорогого материала, обыкновенно стерегутся, чтобы их не украли воры, Бог же Небесный никем не охраняется, но Он охраняет всех, соблюдая Свое создание.