Размер шрифта
-
+

Жития святых. Небесные покровители. 100 имён - стр. 12

Киевский престол после отца Андрея – Юрия – занимали князья старше Андрея по возрасту. Киев сначала был потерян для Андрея, но вскоре юг покорился сильному суздальскому князю. Его военная политика была направлена на объединение княжеств и создание единого Русского государства.

Князь Андрей прославился многими благими делами. Укрепив Владимир, он заложил великолепный собор в честь Успения Богоматери. Камень для храма привозили из болгарских каменоломен. Внутренняя отделка и украшение собора поражали своим великолепием: драгоценные камни, серебро и золото покрывали иконы; из золота были выполнены несколько сосудов и крестов. Когда строительство закончили, в храм поставили богато украшенную чудотворную икону Богоматери. Князь отдал собору лучшие имения, утвердил кафедру и просил Патриарха назначить для Северной России своего митрополита, но Патриарх, опасаясь раздоров, отказал.

В 1165 г., оплакивая смерть сына Изяслава, князь построил для молитв за усопшего Покровский монастырь в версте от Боголюбова, при впадении Нерли в Клязьму.

Кроме Боголюбской и Покровской обителей, князем Андреем были построены: Владимирский Вознесенский, Владимирский Спасский у Золотых ворот, Владимирский Успенский девичий и Космодамианский монастыри.

Княжествами своими благоверный Андрей управлял справедливо, сам вёл жизнь трезвую, чистую, деятельную, награждал добрых, пороки же преследовал со всей строгостью закона. Благоверный князь был сострадателен к несчастным, ухаживал за больными; для бедных и заключённых в темницах по его приказанию развозили пищу и мёд. Боголюбивый Андрей способствовал христианскому просвещению и сам прилежно читал книги. Особенно он заботился о просвещении представителей иной веры, живших в его княжествах: магометан-болгар, язычников-черемисов (марийцев) и мордвы, иудеев-торговцев. Много сил положил князь на присоединение к православию папистов. При дворе его жило много новообращённых христиан.

Но были и недовольные великим князем. Близкий родственник Андрея, Яким Кучкович, озлобленный тем, что его брат был казнён за преступление; Анбал Ясин, крещёный язычник; Ефрем Моизич, крещёный еврей, – составили против Андрея заговор. Они собрали завистников и озлобленных тем, что справедливый князь не позволял им весело жить за счёт других. Замыслив убить Андрея, вооружённые заговорщики глубокой ночью пришли в Боголюбово. Зарезав стражей дворца, они вломились в сени и уже подходили к спальне князя, как вдруг их охватил необъяснимый ужас. Злодеи бросились бежать. В княжеском погребе они напились вина и, осмелев, пошли убивать князя. Услышав шум, Андрей схватился было за меч, но его не оказалось – ещё днём его украл ключник Анбал Ясин. Убийцы напали на князя. Долго отбивался Андрей, несмотря на то что со всех сторон его рубили саблями и кололи копьями, наконец он упал. Расправившись с князем, утром следующего дня злодеи убили Прокопия, верного слугу Андрея, забрали во дворце серебро, золото, драгоценные камни, жемчуг, ткани и отправили награбленное по домам. Затем они настроили народ против верных чиновников князя, повсюду начались страшные грабежи и убийства.

Страница 12