Жития святых на каждый день - стр. 44
В этот же день совершается память св. преподобного Илариона Псковоезерского, Гдовского († 1476 г.). Основал на берегу реки Желчи, впадающей в Чудское озеро, монастырь во славу Христа Бога и Его Пречистой Матери, где мужественно подвизался в трудах и молитвах до самой смерти.
В этот же день совершается память свв. мучеников Ионы и Варахисия († около 330 г.). Были родом из Персии. За исповедание своей веры во Христа и отказ поклониться солнцу, огню и воде святые мученики были подвергнуты жестоким истязаниям, после которых предали дух свой в руки Божии.
В этот же день совершается память св. мученика Бояна, князя Болгарского († около 830 г.). Молодой князь Боян о вере христианской слышал от крещеного славянина Киннамона, которого язычники заключили в темницу. Увидев до крайности истощенного Киннамона, князь Боян спросил его: «За что же ты так страдал?» Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний христианин объяснил Бояну пагубу языческой жизни. «Без Иисуса Христа нет света для ума, нет жизни для души, – увещевал Киннамон. – Он примирил правду Божию Своей смертью с виновным человечеством». Князь Боян с радостью принял Святое Крещение и стал посвящать жизнь молитве, богомыслию и посту. Маломир, брат Бояна, потребовал от него отказаться от Христа. «Чту Христа Бога моего и умру за Него», – смело отвечал Боян. Тогда князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту смерти, исполнился духа пророческого. «Вера Христова, – говорил он всем, – за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей земле Болгарской. На всяком месте поставлено будет знамение Креста, а идолы и жертвенники языческие исчезнут. Жаль, что мой брат Маломир скоро потеряет жизнь». Предсказание исполнилось, и прежде всего над братом: Маломир вскоре неожиданно умер. Святой мученик Христов князь Боян скончался от удара меча.
День двадцать девятый
(11 апреля по н. ст.)
В 29-й день совершается память св. преподобного мученика Марка, епископа Арефусийского, св. мученика Кирилла диакона и иных многих († около 364 г.). В царствование Константина Великого прп. Марк разрушил идольское капище и многих людей отвратил от языческого заблуждения как назидательными беседами, так и примером непорочной жизни.
Вступив на престол, Юлиан Отступник начал преследовать христиан и возрождать язычество. Епископ Марк, узнав о том, что язычники в поисках его истязают многих людей, добровольно явился и предал себя на мучения. Среди поношений и издевательств святой был проведен через весь город. Ему рвали волосы, терзали тело, волочили по дороге, погружали в болотную жижу, подвешивали связанного и резали ножами. Гонители изобретали все новые и новые муки: сжимали в тисках старцу ноги, крепкими льняными нитями обрезали уши и, наконец, намазав тело преподобного медом и жиром, в жаркий полдень подвесили его в корзине на добычу осам и пчелам. Но прп. Марк словно не замечал боли.