Жития святых на каждый день - стр. 24
Возвращаясь из похода в Киев, князь занемог и скончался с молитвой на устах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
В этот же день совершается память святителя Евсхимона исповедника, епископа Лампсакийского († IX в.). Проводя с юных лет добродетельную жизнь, стал другом Божиим и, будучи мужем совершенным, соделал себя храмом Святого Духа. Будучи Христовым епископом, вел борьбу с иконоборческой ересью. При этом совершал великие чудеса. Так, молитвой Христа призывая, воскресил умершего младенца; внушал страх диким зверям, прогоняя их одним словом. За иконопочитание претерпел узы и изгнание, где и скончался.
В этот же день совершается празднование в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1613 г.). Икона была почитаема еще в начале XII века. Храм, в котором она пребывала, сгорел. Думали, что сгорела и икона. Но в 1239 году князь Василий Квашня, охотясь, увидел образ на высокой сосне. Икона поднималась в воздух, когда ее хотели снять с дерева. Тогда князь собрал духовенство и народ. Крестным ходом пришли в лес, совершили молебен с коленопреклонением, и священники приняли чудотворную икону и понесли в город.
Празднование иконе установлено в память избрания в 1613 году на царство родоначальника династии Романовых. Михаила Феодоровича приглашали на престол, но он не соглашался. Тогда архиепископ, взяв в руки эту икону, сказал ему с матерью: «Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех». Мать, инокиня Марфа Иоановна, подвела Михаила Феодоровича к Феодоровскому образу и, пав на колени, со слезами сказала: «Се Тебе, Пречистая Богородица, предаю чадо свое. По воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству».
Перед этой иконой молятся в трудных родах.
День пятнадцатый
(28 марта по н. ст.)
В 15-й день совершается память свв. мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев († 303 г.).
Пострадали они в царствование Диоклетиана. Был издан указ принуждать христиан к поклонению идолам. В Кесарии готовилось зрелище – уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собралось множество народа. После долгих мучений был сожжен на костре св. мученик Тимофей, а св. мученик Агапий был предан на съедение зверям.
Когда происходило это кровавое зрелище, шесть юношей-христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и съедение зверям. Они, встав в центре зрелища, громко возгласили: «Мы христиане!»