Жили-были… - стр. 4
И так далее и тому подобное. Всё вертится клубками в голове, но как же трудно это всё переводить в слова и предложения, собрать воедино. И не сделать этого обидно, потому что дальше уже и не сохранится практически ничего. Всё может просто навсегда затеряться, практически без всякой возможности хоть какого-нибудь восстановления. И так-то многое в этом изложении оказалось упущенным. Плохо ли, хорошо ли, но хотя бы удалось хоть что-то записать, крохи от огромного куска жизни нескольких сравнительно близких от нас по времени ветвей нашего рода.
Теперь, когда перо взялось, наконец, в руки, жалеешь о том, что не записал, когда это было возможно, более полных рассказов бабушки Веры (Чекалиной Веры Ивановны) о той давней жизни, а также рассказов прекрасной, просто замечательной рассказчицы и сказительницы, бабушки Тони (Черепенниковой Антонины Георгиевны). Она рассказывала, как пела песню. Больше всего можно жалеть о том времени, когда мы жили на Пятницкой в квартирах 13 и 14, когда Антонина Георгиевна больше с нами общалась и рассказывала о прошлом. Я вот сейчас, как наяву, слышу голос Антонины Георгиевны: «Стрешневы» (с ударением, если так можно выразиться, на букву «ш») – на мой вопрос о том, кто владел землями, на которых жили её предки в Тульской губернии в районе села Мокрый Корь (деревни Синиченки и Климовское). В прошлом, в царствование Екатерины Великой, село Мокрый Корь называлось Вязовое. Переименовано оно было по её указанию, даже и по приказу…
Кто загодя снарядил в путь из Польши в Россию примерно во второй половине ХVIII века братьев Выгловских? И всё это с тем, чтобы в степной части Тамбовской губернии, где они думали заняться сельским хозяйством, в ту пору случился неурожай. Можно полагать, что неурожай случился лишь для того, чтобы братья не уехали, а остались в России, чтобы их дети дали жизнь целым поколениям, к одной из ветвей которых относимся и мы.
Какая вожжа подхлестнула поехать одновременно тамбовского и архангельского помещиков (а то и не помещиков, а владельцев крепостных крестьян) в город (или какое-нибудь другое место), усадить их за карточный стол, из-за чего примерно в конце первой половины ХIХ века нескольким семьям крепостных архангельских крестьян, проигранным в карты тамбовскому помещику, пришлось переселиться на тамбовские земли? И как повезло нам, что потомок одной из семей, Чекалиных, посватался к той из Барановых, которая первой выйдет из избы.
Кто отклонил от наших дедов и отцов пули и осколки от бомб, мин и снарядов, чтобы эти деды и отцы увидели потом нас (но, к сожалению, не все деды увидели нас, не от всех были отклонены пули и осколки), а мы смогли появиться на свет и увидеть их и всё остальное?