Жили-были Он и Она. Парадоксальная сказкотерапия отношений - стр. 61
Однако Дюймовочка вовсе не чувствует благодарности или вины перед мышью. Одна из причин такого отношения – это неумение защищать себя и отсутствие полноценного Внутреннего Родителя (отсутствие опыта материнского и отцовского воспитания и заботы). Чувство вины возникает при нарушении внутренних табу, когда есть четкое понимание: как можно поступать, как нельзя, что хорошо, а что плохо. Обычно эти правила и запреты приходят от окружающих взрослых, прежде всего от родителей, а потом уже становятся внутренними правилами.
Мы не можем испытывать чувство вины, если не нарушили внутреннего запрета. Как бы нам ни внушали, что мы виноваты, если внутри себя мы знаем, что не переступили никакой черты, то и не переживаем вину. Вот почему многие люди, нарушающие нравственные законы или даже совершающие преступления, могут страдать от того, что попались, но совсем не страдают от чувства вины – у них не был сформирован внутренний запрет на аморальные или противоправные действия. И наоборот, если человек знает, что нарушил внутренний запрет, то как бы окружающие ни старались объяснить его невиновность, он может долго жить с тяжким грузом вины.
Читая сказку, мы хорошо видим, что Дюймовочка, убегая от мыши, больше не вспоминает о ней и никак не проявляет чувство вины. Это кажется странным.
Конечно, она не успела получить от матери ни правил для жизни, ни запретов, но все-таки уже начала принимать их у полевой мыши – весной она не полетела с ласточкой из-за того, что не хотела обижать мышь. Что же случилось? А давайте вспомним Герду из «Снежной королевы» – она тоже не чувствовала благодарности к тем, кто вынуждал ее отказаться от Кая, хотя ее Внутренний Родитель был вполне сформирован, а Анимус был энергичен и бесстрашен. Вот причина неблагодарности – принудительное навязывание чуждой системы ценностей со стороны мыши. Как мы помним, человек готов на многое, чтобы отстоять право на счастье по своему рецепту.
В теплых краях Дюймовочка тоже не успевает чему-либо научиться, так как сразу попадает в поле зрения принца эльфов. Принц немедленно признается Дюймовочке в любви и дарит ей крылышки. Дюймовочка с радостью принимает предложение сердца и подарок принца. Она впервые чувствует себя не только сексуально привлекательной, но и любимой. И надо полагать, ее самоценность повысилась.
Однако тут случается неожиданное: Дюймовочке дают другое имя – Майя, объявив предыдущее дурным. Это что, как у индейцев, – за новые заслуги новое имя? Но у них новое имя отражало суть достижений, а здесь эльфы просто отвергают имя, данное Дюймовочке при появлении на свет, а вместе с ним и весь опыт, который она успела приобрести. Новое имя должно было показывать, что она прошла испытания и отныне переходит в новое качество, то есть стать своеобразной наградой за пройденную инициацию. Но Дюймовочка, по сути, проходя испытания, не проходит инициации и остается «старым ребенком». Начавшееся было развитие останавливается. Несмотря на свою сексуальную зрелость и полученный опыт (до эльфа она три раза была на грани бракосочетания – сын жабы, майский жук и крот, плюс мимолетное увлечение мотыльком), для Дюймовочки наиболее комфортно беззаботное порхание – только оно ей по силам. Она чуть не умерла от холода и голода, но на новом месте не использует опыт мыши.