Размер шрифта
-
+

Женщина перед иконой. Благославите ее, хранящую любовь и веру - стр. 61

Кто в доме хозяин?

Революция 1917 года, или, как сейчас принято называть, «октябрьский переворот», принесла новшества не только в государственное устройство, но и в семью, по сути, перечеркнув все ее основы. Считалось, что семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Именно в это время появилась и теория о любви как «о стакане выпитой воды», суть которой заключалась в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей» – то есть так же просто, как выпить стакан воды. При этом раскрепощение нравов зашло так далеко, что удивило даже видавший виды Запад. Наибольшей популярности эта теория достигла в 20-е годы XX века, но уже к 1929 году она себя изжила.

А вот плоды мы пожинаем до сих пор.

К счастью, в последнее время, глядя на извращения Запада, Россия все больше стремится к возврату традиционных ценностей в противовес так называемым ценностям «демократическим».

Какова же традиционная, христианская, семья? В своей книге «Таинство веры» митрополит Иларион (Алфеев) дает такое понятие: «Христианская семья – это “малая Церковь”, созидаемая по образу Церкви Христовой. По учению апостолов, главой семьи является муж, а не жена. Но главенство мужа не означает неравенства. Власть мужа – это власть любви так же, как власть Христа в Церкви: “Как Церковь повинуется Христу, так и жены [повинуйтесь] своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Каждый из вас да любит свою жену как самого себя, а жена да боится своего мужа”, – говорит апостол Павел (Еф. 5:22–33).

“Да боится” не означает страха перед силой, но боязнь оскорбить мужа, разрушить любовь и единомыслие в семье. А главенство мужа – это готовность любить до самопожертвования, как Христос любит Церковь. Будучи главой семьи, муж должен оказывать любовь и уважение жене: “Мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни” (1 Пет. 3:7). Не неравенство, а гармоничное единение при различии функций – вот что должно быть и в семье, и в Церкви. Ибо если семья – малая Церковь, то и Церковь – большая семья»>77.

«Иерархия в семье – вещь Богом установленная», – пишет священник Павел Гумеров. Кто-то из психологов, рассказывая об успешном браке, привел пример с начальством: мы, как правило, не спорим с начальником, а если спорим, то стараемся сделать это максимально корректно. Подобная иерархия должна быть и в семье. «Пусть ты превосходишь своего начальника по интеллектуальным, творческим, нравственным качествам, но ты должна понимать, что это – твой начальник, к которому надо относиться с уважением просто потому, что он выше тебя по должности. Глава семьи – это вовсе не тот, кто превосходит тебя по каким-то способностям. Это человек, посланный Богом быть твоим начальником. К тому же в браке ты все-таки его выбираешь себе сама. Но, сделав свой выбор, уже будь добра, относись к нему как к главе семейства. Если не уважать мужчину, постоянно его критиковать, то он никогда не будет принимать никаких решений. А женщине и самой только поначалу нравится командовать, а потом это страшно надоедает. В нормальной семье соблюдение иерархии служит укреплению отношений. Это позволяет мужчине проявлять какие-то лучшие свои мужские качества, а женщине – женские. В семье все должно быть иерархично, как и в Церкви. Семью можно сравнить с приходом, где муж – священник, жена – диакон, а дети – прихожане. Тогда становится очевидна цель создания семьи – это спасение ее членов, ее чад»

Страница 61